Просмотры: 697

Что ж, поговорим о главном: как добираться на остров Сааремаа?

В стародавние (читай, «советские») времена остров находился в пограничной зоне и проезд был строго по пропускам. Чужаки здесь не шастали - туризма как явления не было вообще. В то же время, регулярно летали самолеты, а из Риги приплывала «Ракета» - теплоход на подводных крыльях. При крейсерской скорости около 60 км/ч расстояние преодолевалось менее чем за два часа.

К сожалению, «Ракеты» больше нет, как и прямого морского сообщения с Ригой тоже: основной транспорт теперь - паромы. И путь до Риги или обратно занимает как минимум 5 часов. Но к этому еще вернемся, а пока - про самолеты.

Аэропорт в Курессааре модернизирован и, теоретически, может принимать даже здоровенные воздушные суда: длина ВПП 2 километра. Однако, потенциал задействован неважно: ежедневно летают лишь небольшие самолетики в Таллинн (стоимость билета от 26 евро; вместимость до 11 человек) и на остров Рухну (23 евро). Остальной авиапарк - частный и редкие чартеры. Какой год ведутся разговоры об организации прямого воздушного сообщения с Ригой, Питером и Москвой, но пока дальше бесед за чашечкой кофе дело не идет. Грешным делом и я в этом процессе пытаюсь участвовать, но похвастать успехами не могу.

Разумеется, заходят в наши гавани и большие корабли. Но штучно, круизные и изредка - в порт Веере, что на северо-западе острова. Куда актуальнее - паромное сообщение с островом через переправу Виртсу-Куйвасту. Расстояние там небольшое, буквально несколько километров, паромы преодолевают его за 20 минут; ходят каждые 40 минут, плюс-минус.

Откройте сферическую панораму, кликнув по картинке

И все бы хорошо, если бы не два «но». Первое: ночью паромы (после полуночи и до пяти утра) не ходят; не успел - извини. Это доставляет немало хлопот жителям острова, которым надобно вернуться поздно вечером или же оказаться на материке рано утром. И второе: в летнее время часты очереди, поэтому направляясь издалека лучше заранее все продумать и забронировать место на определенное время - в объезд очереди. Сделать это можно тут: www.praamid.ee Стоимость проезда на автомобиле - 8 евро за машину и по полтора евро с каждого пассажира.

Паромы - новые, построенные в 2016-м году. Очень комфортабельные. Для туристов (в отличие от местных) - это еще один прикольный момент: на борту есть большое бистро, кафешка, быстрый WiFi, куча розеток для подзарядки девайсов, туалеты, опять же. Вмещают за раз до ста легковушек и с десяток автобусов или большегрузов.

Ехать на Сааремаа на машине - самый верный вариант: да, на острове полно общественного транспорта плюс есть прокат автомобилей (от 25 евро за сутки) и велосипедов (актуально при размещении в Курессааре; можно сгонять километров за десять на море, крутя педали, загорая и попивая на ходу холодное пивцо - вокруг города полно классных велосипедных дорожек). Но машине комфортнее: можно забраться в любое место острова, легко и быстро. Остановиться не только в городе, но и на отдаленном туристическом хуторе - таковых тут полно, и в летнее время они намного привлекательнее центра. Добираться из Таллинна до Курессааре, с учетом парома, 3 часа, из Риги - 5 часов.

В то же время, автобусами, которые ходят не менее регулярно, может выйти дешевле: цены от 10 евро; линию обслуживают несколько операторов, в том числе luxexpress.eu . К тому же есть группы в Facebook, предлагающие «попутный извоз» из любой точки Эстонии за 5 - 7 евро: этим вариантом чаще всего пользуется студенческая молодежь.

Вот, собственно, и все возможности. Хотя нет, забыл еще одну - по льду: когда море между Виртсу и Куйвасту замерзает, по нему открывают ледовую переправу. Только для легковушек. Но в последние годы зима теплая, так что увы.


Часть 7 -

Погуляв два дня по старинному Таллину, мы вновь собрались в дорогу. Но прежде, чем мы покинем этот гостеприимный город, нужно разобраться, что за инопланетянин изображен на , сохранившемся в руинах Доминиканского монастыря? В ходе обсуждения форумчане предложили замечательные версии: это черт, это Шрек или это современная подделка под старину. =)
Честно скажу, без подсказки я и сам бы не догадался. Но голландский скульптор Пассер изобразил на барельефе «дурака» или шута, видимо, в шутовском колпаке. Вот как легко было инопланетянам маскироваться под землян в средние века! Колпак это, колпак, а никакие не антенны! Да и какой спрос с «дурака»… =)

Ну а нас ждут острова Эстонии!


В нашем путешествии мы старались найти баланс между архитектурой и природой. После многочисленных музеев и башен Таллина хотелось побыть дикарями подальше от больших городов. Мы планировали посетить даже два отдельных острова: большой и популярный Saaremaa и более дикий, пустынный Hiiumaa . Можно было бы доехать до г. Haapsalu, сесть в Rohuküla на 1.5 часовой паром до острова Hiiumaa, погулять по вытянутому в сторону соседних островов полуострову Kassari, покупаться на пустынных пляжах, посмотреть на маяк Kõpu, самый старый в Прибалтике и один из трех старейших действующих маяков в мире. Вечером на пароме из Sõru за час перебраться на о. Сааремаа, добраться до места ночлега, а следующий день посвятить уже достопримечательностям г. Курессааре. Ну, и получасовым паромом вернуться на «большую землю».


Альтернативный маршрут с посещением островов Хийумаа и Сааремаа

Я колебался до самого отъезда из Таллина. Основным возражением против этого плана была погода: синоптики обещали на островах проливной дождь. Это бы ладно, но два крупнейших эстонских острова легко достижимы с материка, а вот между собой, даже летом, соединены всего тремя рейсами парома в день. Переправившись на Хийумаа 11-часовым паромом, мы были бы вынуждены ждать парома на Сааремаа до 18:15. Весь остров можно объехать по кругу за два часа, и что там делать столько времени в дождливую погоду - было не очень понятно. К тому же, наши дети еще никогда не были на пароме. Сразу два парома за день, общей длительностью около трех часов, показались нам некоторым риском. В итоге, мы решили обойтись одним Сааремаа.

Для тех, кто тоже решит посетить острова, будет полезным расписание и стоимость всех паромов между этими островами и остальной Эстонией. Обратите внимание: цены на билеты заметно подскакивают «туда» в пятницу вечером и «обратно» в воскресенье вечером. Словом, съездить «на выходные» обойдется дороже. На этом же сайте можно приобрести электронные билеты на паром. Они особенно имеют смысл в выходные дни: с электронными билетами отдельная, приоритетная очередь. Мы, в рабочий день, особой разницы не заметили: спокойно попали на паром, даже когда приехали за 5 минут до его отправления.

Подробнее об острове Хийумаа можно узнать по следующим ссылкам:
Официальный сайт

Несколько полезных статей для англо-читающих
Об острове Сааремаа туристической информации в интернете полно, любой поисковик выдаст.

19.07.2012 Таллинн - остров Сааремаа
Пробег до кемпинга 215 км, чистое время в пути 3 часа, средняя скорость 70 км/час
Утром выехали из нашего гостевого дома под Таллином в 9:00 по местному. Не сразу одолели пригороды, с ремонтами дорог и пробками. Но потом помчались уже без задержек. За 1 час 40 мин одолели 125 км до Virtsu. Тем, у кого есть лишнее время в этом городке, можно порекомендовать неплохой частный автомобильный музей - Vanasoidukite Virtsu Talumuuseum. Но мы рвемся на паром. Билет на машину и нас пятерых обошелся в 14.2 евро, оплатили картой. Паром, подходя, «разевает пасть», в которую чинно въезжают машины. Потом, с другой стороны выезжают. До острова всего полчаса ходу. Можно посидеть в салоне, но мы-то в первый раз на пароме! Дети его весь облазили, проинспектировали спасательные средства, и даже нашли еще один паром среди облаков. В общем, им на пароме очень понравилось, зря мы опасались.

Загружаемся на паром на Сааремаа


Машина на палубе


Встречный паром уходит к «большой земле»


По мнению наших детей, еще один, «облачный», паром

К 12:00 местного времени мы уже были на острове Muhu. Здесь можно посетить ферму страусов и кенгуру , но мы оставили ее на обратный путь, если будут силы и время (ни того, ни другого на обратном пути не нашлось). Пообедав и заправив машину (не успели это сделать до парома), мы проехали 3 км по дамбе и оказались на о. Сааремаа. Тут можно посмотреть несколько древнейших церквей по дороге, но мы опасались дождя, не хотели ставить палатки в сырости и сразу отправились к месту ночлега. Тучи было видно еще с парома. Через некоторое время мы под них въехали. Почти тропический ливень, видимость нулевая. И вдруг, так же неожиданно, мы выскакиваем из-под потоков воды, и с неба уже светит солнышко. Граница дождя настолько четкая, что встречная полоса совершенно сухая, а наша - мокрая еще метров 50, пока колеса впереди идущих машин высыхали. Никогда такого не видел.

Все же хоть одну достопримечательность надо было посмотреть по дороге. Мы заехали к метеоритным кратерам Kaali . Их несколько - метеорит при падении раскололся, но большинство кратеров - маленькие, интерес представляют только для ученых. А вот один стал идеально круглым озером - обычно, именно на него все и ходят посмотреть. Не скажу, чтобы озеро было так уж живописно - зеленое, стоячее, метров 100 в диаметре и 6 в глубину. Но находится это озерцо в глубокой воронке, оставленной ударившим в землю несколько тысяч лет назад железным метеоритом. И посмотреть на него, потратив полчасика на прогулку вокруг, было интересно. К тому же, чтобы проехать в Каали, пришлось свернуть с основной трассы на сначала грунтовую, а потом асфальтированную второстепенную дорожку. В результате, мы оказались среди такого буйного цветения всякой полевой растительности, которое впечатлило даже совершенно равнодушного к флоре автора отчета.


Вдоль проселочных дорог Сааремаа


Метеоритный кратер озера Каали

К 15:00, проехав 90 км по островам, мы были на месте нашего ночлега. По совету друзей, для нашей единственной палаточной ночевки в этом путешествии мы выбрали кемпинг Mandjala . Он недалеко от главной достопримечательности острова - епископского замка в г. Курессааре. Хороший пляж. Есть домики и места для кемперов, а для палаток предназначены уютные поляны между соснами. Такая уединенность (или хотя бы ее видимость) была очень приятна: когда мои родители пробовали остановиться в популярном финском кемпинге, их так смутила идея ставить палаточку между огромными кемперами, что они предпочли домик снять за большие деньги.
Место для палатки бесплатно, за ночлег платишь 3 евро с человека. Принимают банковские карточки. Машину можно бесплатно оставить на парковке у административного здания, но оттуда до палаточных мест минут 15 пешком. Можно подъехать прямо к поляне и оставить машину возле палатки (что мы и сделали), но за каждый въезд машины на территорию кемпинга надо платить 2 евро . Это все ладно. Единственное, что нас по-настоящему расстроило, это что на территории нет кухни. Вообще никакой возможности готовить, кроме нескольких грилей. До этого нам казалось, что кемпинг без кухни - немыслим. Не все же с собой плитки возят! Возле административного здания есть кафе, но ассортимент и цены нам не понравились. Попробовал там какой-то «национальный эстонский десерт». Пытался узнать состав, но девушка смогла объяснить только, что он национальный. Гадость - редкостная. Да и ходить туда-сюда было лень. Так что мы питались остатками дорожных припасов, а в кафе лишь термос заливали кипятком (бесплатно).


Ставим палатки в кемпинге Мандьяла

Пока мы ставили палатки, дети рванули на пляж.


Пляж у кемпинга Mandjala

Место оказалось довольно загадочным. В ручье они голыми руками поймали камбалу. Это ведь вроде бы морская рыба и на нерест не ходит?! Ну, может быть, она была обалдевшая от пресной воды - поэтому и позволила себя поймать. Зато в море плавали лебеди!


Морские лебеди и пресноводные камбалы! Это нормально или там, на Сааремаа, все не как у людей?! :) Поделитесь наблюдениями!

К 18:30 я понял, что зуд путешественника не позволит мне бездельничать до вечера. Что мы, собственно, посмотрели за сегодня? А завтра уже уезжать с острова… Старший экипаж вместе с нашей дочкой решили остаться в кемпинге, но мальчишек мы прихватили с собой. Надо было их укатать, чтобы спали получше. Первым делом мы отправились в место под названием Undva Pank . К самому берегу приходится ехать по заросшей можжевельником проселочной дорожке, на которой нам повстречались журавли. В отличие от аистов, мы их больше нигде в Прибалтике не видели.


По совсем уже непроезжей дорожке вышли к довольно необычному каменистому пляжу, не галечному, а из расщепленных обломков доломита причудливой формы. В отзывах мы читали, что там множество камней в форме сердца. Ну… не то, чтобы они там на каждом шагу, но парочку более-менее похожих пацаны нашли. Ребята потом хотели подарить трофеи сестренке, но та отказалась от «каменного сердца». :)



Дальше нам следовало бы вернуться тем же путем на шоссейную дорогу и продолжить движение к следующей остановке. Но наш навигатор, впечатленный тем, как близко мы подъехали к берегу, решил, что нам море по колено и любое бездорожье - нипочем. Он повел нас кратчайшей дорогой прямо вдоль берега. Сначала, она казалась вполне нормальной. Потом мы то и дело вспахивали ее защитой картера, пытаясь увернуться от очередного ухаба, кочки или дерева. Прямо под боком маячил обрывистый берег, добавляя живописности, но изрядно пугая детей.

Наконец, выбрались на нормальную дорогу. К счастью, следующая остановка возле асфальтированного шоссе. В 7 км к северу от Mustjala, на полуострове Ninase находятся вот такие забавные «мельницы»:


Кич, конечно, но почему бы и нет...

Последний бросок к мысу . Это, пожалуй, наиболее известная часть береговой линии острова Сааремаа. Дело в том, что остров почти на всем своем протяжении совершенно плоский, что хорошо для купания, но не для любителей видов. Поэтому единственный по-настоящему обрывистый берег, высотой аж 20 метров, обречен привлекать романтиков. Считается, что особенно эффектно с него смотрятся закаты. Но летом заката ждать придется долго, а вид и так вполне живописный:


Обрывистый берег Панга Панк

Время уже 21:00 местного, пора и палатку опробовать. Через полчаса, накатав за эту вечернюю прогулку по острову 170 км, мы возвращаемся в кемпинг. В бортовом журнале на этом месте значится хорошо заметное «СПАТЬ!».

20.07.2012 остров Сааремаа - Валка (Латвия)
Пробег до границы Латвии 325 км, чистое время в пути 5 часов, средняя скорость 65 км/час


Маршрут о. Сааремаа - Валка (граница Латвии)

После активного отдыха накануне, хотелось поспать подольше (насколько это возможно в палатке с детьми). Потом мы воспользовались местной душевой - надо было идти в административный корпус и покупать жетоны по 1 евро за человека (10 минут на то, чтобы принять душ). Потом сложить палатки. В общем, выехали мы оттуда в 11:30 по местному времени. Ехать до Курессааре минут 10. Припарковались неподалеку от замка и отправились гулять.

Замок Курессааре - главная достопримечательность города, да и всего острова, пожалуй. Островом правили крестоносцы, так что замок, вполне логично, стал резиденцией епископа, а не светского правителя. Строился он в XIV-XV веках сразу из обильных здесь доломитовых пород камня, с 1836 года утратил военное значение, благодаря чему и уцелел в последующих разрушительных войнах. В итоге, замок считается лучше всего сохранившимся во всей Прибалтике. Замок расположен на небольшом островке (несколько бастионов вынесены на островки еще поменьше). За каменными стенами, которые его окружают, летом постоянно устраивают всевозможные концертные программы, а нашим детям удалось пострелять из арбалетов и луков, посмотреть на работу «настоящего кузнеца» и просто побегать. Внутрь собственно замка мы не пошли. Дорого, да и времени пожалели. Хотя, говорят, там есть на что посмотреть.


Замок Курессааре- на переднем плане не сам замок, а лишь внешние укрепления


Один из мостов к замку Курессааре


Храбрая сердцем...

Сам город тоже очень симпатичный. Погуляли немного по главной улице в поисках обеда - насладились видами старинных домов, церкви и вот такими забавными вариациями на рыцарскую тему:

Настоящий рыцарь - не сваливает заботу о детях на одну лишь маму! =)

Вкусно и сытно поели в первом попавшемся кафе, и в 14:15 выехали из столицы острова. Впереди ждал паром на материк и путь до границы с Латвией. Однако нельзя побывать на эстонских островах и не увидеть ни одной настоящей мельницы. Всего 150 лет назад, на одном лишь Сааремаа их крутилось больше 800. Теперь уцелели считанные. Пять из них свезли на открытое всем ветрам местечко Англа, исстари служившее излюбленным местом для мукомолов. Вокруг разбросана сельскохозяйственная техника, желтеют поля рапса. Все мельницы можно облазить сверху донизу, разобраться в их устройстве, посмотреть на всякую сельскую живность и птичность. Семейный билет на пятерых обошелся в 4 евро - с лихвой окупился удовольствием детворы и взрослых. А какая там вкусная выпечка продается! Нигде такой не пробовал. Есть еще трехэтажный музей в административном здании, но его мы проигнорировали.






Так… пацанов двое, девочка одна, один из котов… вроде, все наши в сборе!

В 15:30 мы покинули Англу и помчались на паром. За 40 минут проехали 55 км, приехали за 5 минут до прибытия судна, но успели погрузиться без проблем. К 17:00 мы были на материке и могли двигаться к месту нашего ночлега - пограничному городку Valga/Valka. Это оказался самый трудный участок пути за все путешествие. От поворота на Пярну начался изнурительный ремонт дороги. Асфальт снят почти на всем протяжении. У нас по такой ровной грунтовке гоняли бы под 100, не задумываясь. Но осторожные эстонские дорожники поставили почти на всем протяжении ограничение 50, а в ряде мест - 30. Не менее осторожные эстонские водители едут ровно с положенной скоростью, не превышая ни на километр. Надо сказать, эстонцы считают себя ближе по культуре и национальному характеру к финнам, чем к остальным прибалтам. Но в Финляндии местные гоняют будь здоров, несмотря на постоянно срабатывающие камеры. Может, конечно, более высокие заработки делают финнов беспечнее - штрафы не так пугают. А мы тем временем тошнимся почти 60 км с черепашьей скоростью.

Подъехав к Пярну мы вздохнули с облегчением. Но рано. Теперь забастовал навигатор. Джипи-говорун (так его прозвали дети как «отличающегося умом и сообразительностью», а также изрядной занудностью) упорно пытался отправить нас на объездную дорогу, которую то ли еще не построили, то ли полностью перестраивали. Во всяком случае, съезд на нее был перегорожен бетонными балками, знак поворота зачеркнут для большей наглядности, но наш навигатор упорно требовал, чтобы мы вернулись назад и попробовали еще разок. Покрутившись с полчаса (а заодно заправив Спарк и желудки голодных детей), мы рванули в центр города. Там навигатор, вздохнув, согласился вести нас более простыми путями.

После Пярну мы мчимся уже без задержек, остановившись, только чтобы купить пирог семье, в гостях у которой будем ночевать. К 21:00 местного времени подъезжаем к г. Валга. Этот городок долго служил предметом раздоров и столкновений между Эстонией и Латвией. В конце концов, он был поделен между ними, только в Латвии он называется Валка. Во времена предвоенной независимости и некоторое время, после развала СССР, это приводило ко всевозможным казусам. Туристы порой обнаруживали, что, гуляя по городу, незаконно пересекли границу, когда в магазине у них вдруг отказывались принимать «иностранную валюту». Валюты здесь по-прежнему разные, но зато граница теперь в Шенгене чисто символическая, нарушать ее не страшно.


Граница Эстонии и Латвии: город Валга / Валка

На латвийской стороне мы заехали на заправку и, наконец, залили полный бак. На островах заправки были автоматические, и нам удавалось взять бензина только на фиксированную сумму. Итого по Эстонии мы накатали 970 км, средний расход топлива - все те же 7.5 литров на сотню.

Наш ночлег располагался в деревне, название которой навигатору не было известно. Но созвонившись с хозяевами, удалось узнать направление, а, выехав из городка на нужное шоссе, по подсказкам и карте сориентировались. К 21:30 мы были на месте. А там нас уже ждали вкусные домашние пироги (так что привезенный с собой стал казаться крайне неуместным), дружеская беседа и уютный ночлег. Хорошее начало для следующего этапа путешествия, на котором нам предстояло

Нашей главной целью в этой поездке был остров Сааремаа. Самый большой густонаселенный из множества островов Эстонии. Хотя слово густонаселенный в данном случае может ввести читателя в заблуждения. Можно подумать, что тут проживают десятки или сотни тысяч жителей. На самом деле на острове постоянно живет около 30 тысяч человек.

Как добраться до островов Муху и Сааремаа

Когда мы только планировали поездку, мне казалось, что по прибытии мы попадем почти на необитаемый остров с редкими жилищами и дикими местами. Отчасти я не ошибся. Но лишь отчасти. На самом деле Сааремаа вполне цивилизованное место с развитой инфраструктурой и отличной транспортной доступностью. Достаточно сказать, что на острове есть свой аэропорт, куда организованы регулярные рейсы авиакомпании Transaviabaltika. Это, конечно, не огромные лайнеры, а небольшие 19-местные джеты Jetstream-3200 и тем не менее.

Купить билеты на самолет из Таллина на Сааремаа и обратно можно непосредственно на сайте авиакомпании .

Настоящей же гордостью островитян считаются паромы. Эти на вид не гигантские корабли за один рейс перевозят, кажется, все население Эстонии вместе со всеми автобусами и грузовиками. Еще полностью не причалив к берегу, этот “катер” подобно киту разевает свою гигантскую пасть и прикоснувшись к берегу, словно насекомых выпускает на берег “крохотные” двадцатитонные фуры, легковушки и лилипутов-пассажиров.

Справедливости ради, надо сказать, что паром курсирует не между материком и островом Сааремаа, а между материковой частью Эстонии и островом Муху. В свою очередь Муху соединен с Сааремаа мостом или лучше сказать перешейком.

Про острова Эстонии

Эстонию можно смело назвать островным государством, хотя звучит это весьма непривычно. В акватории Балтийского моря 1521 остров принадлежит Эстонии. Самый большой и густонаселенный – Сааремаа, о котором пойдет речь дальше. Его площадь составляет 2 673 кв. км, а население около 33 тысяч человек. Самый маленький остров – Саарнаки – всего около 15 кв.км., жителей на нем нет вовсе. На самом маленьком обитаемом острове Хейнлайд площадью чуть больше 15 кв. км. постоянно проживает всего 48 человек. Есть еще остров Вохилайд. Примечателен он тем, что здесь проживает аж 7 человек. Большинство островов расположены на расстоянии короткой поездки на пароме от западного побережья страны. Катера и небольшие паромы также курсируют между островами. Самые посещаемые туристами острова: Сааремаа, Хийумаа, Кихну, Рухну и Вормси. Мы в течение своей поездки жили на острове Сааремаа и сделали небольшую вылазку на остров Муху.

Сааремаа

Про сам остров стоит написать несколько слов, ибо Саарема не просто часть государства Эстония, а ее особенная часть. Особенная не только потому, что это островная территория – островитяне (саарамчане) считают себя если не отдельным государством, то во всяком случае особой частью Эстонии с особым статусом. Местные даже говорят на особом эстонском диалекте. Русскоговорящих здесь встретишь редко как, кстати, и англоговорящих.

В своей истории, остров не единожды менял “хозяев” – шведы, русские, эстонцы… Кстати, островитяне очень веселятся, когда туристы пытаются выговорить название острова так, как оно пишется, то есть растягивая гласную “а”. На самом деле название произносится просто “сарэма” или даже чаще “сарэм”. На Сааремаа есть есть один город, который считается столицей или точнее областным центром – Курессааре.

Остров изобилует различными достопримечательностями, главной из которых считается Епископский замок в Курессааре. Однако, кроме замка, на острове есть что посмотреть – одних только средневековых церквей здесь сохранилось едва ли не больше, чем в любом другом регионе Эстонии, и каждая из них весьма интересна. В том же Пёйде церковь поражает своей массивностью - это почти что маленький замок. А еще здесь можно увидеть мельницы, которые собраны в одном месте в музее в Англа или разбросаны по острову и маяки, расположенные в разных концах Сааремаа. Но обо всем этом подробно будет рассказано в следующих статьях.

Как путешествовать по острову

Планируя путешествие по эстонским островам, помните, что только на осмотр Сааремаа уйдет не один день, поэтому рассчитывать на то, что за обычный отпуск вы успеете посмотреть хотя бы даже самые популярные, не стоит.

Лучший способ передвигаться по острову – на собственной или арендованной машине. Более экстремально на велосипеде или байке. Наименее удобно, хотя и возможно – на автобусе. Дороги на Сааремаа в основном асфальтированные и вполне приличного качества, есть грунтовки, но и по ним можно без труда и опасений передвигаться на обычном легковом авто.

Если будете путешествовать по острову на машине, то стоит помнить, что заправок здесь совсем немного и большинство сосредоточено в Курессааре, АЗС также можно найти на севере и в восточной части острова и, пожалуй, все… При этом некоторые места на острове кажутся совершенно необитаемыми, встретить здесь живого человека кажется большой удачей. Так что за уровнем топлива стоит следить тщательно.

Где взять машину в аренду на острове Сааремаа

На острове есть всего один пункт проката, который находится в аэропорту Курессааре. Здесь можно подобрать или нужный автомобиль.

Где остановиться на острове Сааремаа

Для начала расскажу, где мы остановились мы во время путешествия по Эстонии. Хотелось тихое место с минимумом людей в округе и желательно на берегу моря. Ну и по демократичной цене, конечно. В результате мы нашли гостевой дом, точнее комплекс домов

Расположенный в северной части Рижского залива Балтийского моря, в 160 километрах к юго-западу от , рядом с островами и . Площадь – 2673 км², население – около 32 800 человек (2010).

Протяжённость острова с севера на юг – почти 88 км, с запада на восток – 90 километров. Ландшафт острова равнинный, высшая точка – холм Раунамяги (54 метра высотой).

Столица острова – город-курорт , расположенный в одноимённой бухте на юге острова. Второй по величине населённым пунктом острова является Ориссааре, расположенный на северо-востоке.

Находки археологов свидетельствуют о том, что люди жили на Сааремаа около 5 000 лет назад. Некогда остров был самой богатой землёй в древней Эстонии и служил базой для эстонских пиратов, называемых восточными викингами. В XIII веке был захвачен крестоносцами, в XVII перешёл во владения Швеции, а в XVIII – царской России.

В течение прошлого века являлся важным объектом дислокации советских войск и избежал строительства крупных промышленных объектов и портов. Благодаря этому в Сааремаа сохранилось множество нетронутых живописных мест и до 40% его площади занимают леса.

Сегодня Сааремаа является популярным туристическим и курортным центром региона, а также настоящим озёрным краем – здесь находится более 80 озёр, большая часть из которых расположена в северо-западной части острова.

Здесь почти каждый найдёт занятие себе по душе – пляжный или оздоровительный отдых, трекинг, рыбалка, конные или морские прогулки, катание на квадрациклах и многое другое.

Пляжи Сааремаа

На острове имеется множество пляжей, преимущественно, галечных или каменистых. В городе Курессааре находятся обустроенный песчаный пляж.

Официально купальный сезон на острове Сааремаа длится все летние месяцы.

Последние изменения: 26.12.2012

Лечение на острове Сааремаа

В 1820 году было обнаружено, что местная морская грязь обладает лечебными свойствами. Первая грязелечебница была построена в Курессааре в 1840 году, и сейчас столица острова буквально напичкана всевозможными грязелечебницами и спа-центрами, в которых любители водных и оздоровительных сеансов могут насладиться сотнями разнообразных процедур.

Мягкий морской климат и целебные грязи, живописная природа и неспешный образ жизни местных жителей способствуют расслабляющему отдыху и оздоровлению.

Последние изменения: 26.12.2012

Достопримечательности острова Сааремаа





Замок Мааси (Maasilinn)
расположен неподалеку от второго по величине города на острове - Ориссааре. Был построен магистром Ливонского ордена в 1345 году, однако после перехода земли во владения Данией был разрушен. Сейчас это живописные развалины, но в скором времени замок намерены реконструировать. Сохранилась большая часть подземелий, куда разрешен вход туристам.





Ветряные мельницы (Angla tuulikud)
– это визитная карточка Сааремаа. На них можно полюбоваться в деревне Англа, которая находится к северу от Курессааре. На сегодняшний день из пяти представленных к обзору работает только одна мельница.


Популярная достопримечательность внеземного происхождения – метеоритный кратер Кали (Kaali kraater) . Образовался около 4 000 лет назад в 18 км от столицы острова. Кратер окружен 16-метровым земляным валом. В округе имеется еще 8 кратеров меньшего размера.


В западной части острова расположился национальный парк (Vilsandi rahvuspark) – еще одно популярное место у туристов. В этой охраняемой части острова можно увидеть старые сосновые и вересковые леса, ольховые и брусничниковые топи. Богата и фауна заповедника – здесь обитает около 30 видов млекопитающих и более 200 видов птиц, для наблюдения за которыми имеется несколько оборудованных площадок. Также на побережье национального парка можно увидеть серых тюленей.





Паганский клиф (Panga Pank)
– не только самый высокий клиф на северном побережье острова. Свою мрачную известность он получил еще в древности. Именно с этого берегового уступа язычники сбрасывали жертв, предназначенных богу моря.

Последние изменения: 26.12.2012

Как добраться до острова Сааремаа

Сообщение между материком и островом Сааремаа осуществляется через соседний остров , на котором находится порт Виртсу, до которого из материкового порта Куйвасту ходит паром. Сааремаа соединён с Муху насыпной дамбой, по которой до него можно доехать на автобусе или автомобиле.

Наиболее простой способ добраться до Сааремаа из - это автобус: паромная переправа включена в стоимость билета, потому даже в летние выходные дни вы можете не опасаться очередей на паром, которые не редки в этом время.

В есть свой международный аэропорт – Kuressaare Airport, принимающий рейсы авиакомпаний и из Таллина.

В холодные зимы между островом Сааремаа и материком сооружают ледовую дорогу, по которой до острова можно добраться на автомобиле.

Последние изменения: 26.12.2012