Достопримечательности Кальяри (Cagliari) – это яркое солнце, скалистые берега, буйная средиземноморская растительность, чистейшие пляжи. И, конечно, архитектура, в которой гармонично сочетались стили не только разных эпох, но и народов. Из-за того, что город на протяжении столетий был удобной остановкой на оживленном морском пути из Европы в Африку, за право владеть им постоянно велись сражения, а сам он переходил из рук в руки, что не могло не сказаться на его достопримечательностях.

Главной площадью Кальяри является Дворцовая площадь (Piazza Palazzo). Здесь находится Королевский дворец (Palazzo Regio). Вокруг него в прежние времена строили свои дома представители знати, возвели ратушу, Кафедральный собор, дом архиепископа и другие важные для жизни города службы.

Напротив Кафедрального собора, возле бывшей ратуши, к Дворцовой площади примыкает небольшая площадь – Piazza Carlo Alberto. Здесь в прежние времена проводили казни, в т.ч. – обезглавливали дворян.

Piazza Palazzo не раз перестраивалась. Последние значительные изменения произошли после Второй Мировой войны из-за того, что многие здания сильно пострадали от бомбардировки. В результате часть исторических домов была снесена, площадь – расширена. Тем не менее, Piazza Palazzo удалось сохранить средневековый колорит. А чтобы подчеркнуть древность Дворцовой площади, с недавних пор въезд машинам сюда воспрещен: теперь это пешеходная зона.

Королевский дворец

Королевский дворец (Palazzo Regio) построили в первой половине XIV ст. по приказу Петра IV Арагонского (Pietro IV d’Aragona), – и с тех пор здесь пять столетий жили короли. В начале XIX в., когда войска Наполеона заняли Турин (Torino), тут была резиденция Савойского правящего дома (Casa Savoia).

В 1885 г. Palazzo Regio перешел во власть города, из-за чего внутренние комнаты подверглись серьезной реставрации: в здании было решено разместить префектуру (Prefettura) и администрацию провинции Кальяри (Città metropolitana di Cagliari). Комнаты Совета художник Доменико Бруски (Domenico Bruschi) украсил аллегорическими фресками.

Внутрь дворца попасть непросто: предварительно нужно договариваться об экскурсии. Иногда здесь проводят концерты. В этом случае увидеть изнутри дом, где жили короли, можно после покупки билета.

Храм Святой Марии

Кафедральный собор Святой Марии (Cattedrale di Santa Maria) – это главный храм Кальяри. Здесь хранятся важные христианские святыни – шипы из тернового венца Иисуса Христа, а также мощи сардинских мучеников. Вот почему сюда со всех сторон съезжаются паломники.

Появилась достопримечательность в XIII в. после того как пизанцы захватили город и разрушили главный храм Сардинии, посвященный святой Кикилии. Соответственно, городу понадобилась новая обитель. Ею стала церковь при цитадели Санта-Мария-ди-Кастелло. Через некоторое время храму дали статус кафедрального собора, сохранив имя.

После этого в соборе начались масштабные преобразования, которые закончились лишь в тридцатых годах прошлого века. Поэтому храм несет в себе черты разных эпох, а главный фасад оформлен в неороманском стиле. Внутри собора присутствуют элементы барокко и романского стилей, в интерьере преобладают серебристые тона, сохранились оригинальные фрески.

При храме есть Святилище мучеников. Здесь три капеллы. В одной из них, в капелле св. Люцифера, обустроено восемьдесят ниш, где хранятся мощи святых. Также здесь установлен памятник Марии-Жозефине Савойской (Maria Giuseppina Luisa di Savoia), которую похоронили внутри собора в 1810 г. Де-юре Мария-Жозефина была королевой Франции.

Дворец архиепископа

Дом архиепископа (Palazzo Arcivescovile) расположен между собором и Королевским дворцом, по адресу Piazza Palazzo, 4. Впервые о нем упоминается в 1300 г., но есть все основания предполагать, что здание появилось значительно раньше, и дворец был домом судьи.

Долгое время здесь была резиденция архиепископа, но жили и более важные люди. Например, во времена Наполеона тут обитал сардинский король Карл Феликс (Carlo Felice), поскольку Королевский дворец не мог вместить весь двор.

Нынешнему облику дворец архиепископа во многом обязан реконструкции, что была проведена в 30-х гг. прошлого века. На боковой стене можно увидеть погребальные надписи, что относятся к раннему христианству. Внутри дворца можно увидеть оригинальную структуру древнего фасада собора, мраморную лестницу в прихожей. Зал заседаний славится изящным декором и многочисленными картинами. Также здесь хранятся различные археологические находки.

Бывшая ратуша (Antico Palazzo di Città) находится на Piazza Palazzo, 6. Построили мэрию в XIV в. Свой нынешний вид достопримечательность приобрела в XVIII в., когда фасаду придали вид пьемонтского барокко.

В конце XIX ст. мэрию перенесли в новое здание на via Roma, а в бывшей ратуше разместили консерваторию (Conservatorio di musica Giovanni Pierluigi da Palestrina). В 70-х гг. прошлого века учебное заведение переехало на via Bacaredda, и дом долгое время был в запустении.

В 2009 г. дворец открыли для посетителей, разместив в его стенах экспонаты этнографического (Fondo Etnografico Manconi Passino), керамического музеев (Fondo Ceramico della Collezione Ingrao), фонда сакрального искусства (Fondo d’Arte Sacra della Collezione Ingrao). В подвалах здания можно увидеть античные баки, в которые собирали дождь, мощенный камнями средневековый пол, арочные проемы, оформленные в манере поздней готики.

Также здесь расположено представительство мэра города.

Церкви

В Кальяри очень много древних храмов. Некоторые из них настолько стары, что появились задолго до Рождества Христова. Например, это относится к склепу-пещере, где нашла свое убежище в пятом веке святая Реститута, одна из первых христианок Сардинии. Церковь покровителя города, святого Сатурнина, ненамного моложе: она совершенно точно существовала уже в начале шестого века. Остальные достопримечательности Кальяри не менее интересны, и их появление связано с интереснейшими легендами.

Базилика святого Сатурнина

Храм святого Сатурнина (Basilica di San Saturnino) – это древнехристианская церковь, расположенная на Piazza San Cosimo. Сведения этой достопримечательности впервые встречаются у дьякона Феррандо, биографа св. Фабия Фульгенция (Fulgenzio di Ruspe), который жил в VI в. Он бывал в храме, когда останавливался в расположенном неподалеку монастыре.

Назвали храм в честь покровителя города, святого Сатурнина (St. Saturninus of Cagliari), неслучайно: базилику построили недалеко от его захоронения, на месте, где мученика в 304 г. обезглавили за отказ поклоняться Юпитеру.

В XI в. храм перешел к бенедиктинцам, которые отреставрировали церковь в романском стиле. В 1324 г. монастырь, что был при церкви, оказался разрушен в ходе военных действий, – и храм долгое время пребывал в запустении, пока в XVIII ст. в нем не возобновили службы.

В 1943 г. базилика сильно пострадала от бомбежек. После войны её отреставрировали и открыли для прихожан. Сейчас здесь часто проводят бракосочетания. Для посетителей храм открыт в субботу с 10 до 13 и с 15.30 до 19.30

Святилище Богоматери (Santuario di Nostra Signora di Bonaria) являет собой комплекс. Он состоит из маленькой церкви XIV в. и примыкающего к её стенам крупного храма, который имеет статус малой папской базилики. Расположена достопримечательность на Piazza Bonaria.

Появление церкви относится к временам покорения Сардинии королем Альфонсо Арагонского (Alfonso d’Aragona), который изгнал отсюда пизанцев. В 1335 г. он выделил монахам из ордена мерседариев небольшую церковь и монастырь при ней.

В марте 1370 г. испанский корабль, что плыл Средиземным морем, попал в шторм. Он был такой силы, что матросы для спасения решили выбросить за борт весь груз, в том числе и тяжелый ящик. Как только он оказался за бортом, буря утихла. Ящик прибился к берегам Кальяри, недалеко от церкви. Его нашли монахи, а когда открыли, обнаружили деревянную скульптуру Богородицы, которая в одной руке держала младенца Иисуса, в другой – зажженную свечу.

С тех времен базилика Богоматери в Бонарии стала местом поклонения паломников и моряков , а для хранения скульптуры возвели расположенный рядом храм. Строительство его началось в 1704 г., закончилось в 1926 г. Он является самой большой базиликой острова.

Церковь архангела Михаила

Храм архангела Михаила (Chiesa di San Michele), что размещается на Via Ospedale, 2, изначально принадлежала иезуитам. К ней примыкает военный госпиталь, который в прежние времена являлся Домом иезуитского послушничества (ex Casa del noviziato).

Строительство храма началось в 1674 г. и затянулось на сорок лет. Освятили церковь в 1738 г., о чем свидетельствует мемориальная плита, размещенная справа от портала. В нише верхней части фасада можно увидеть скульптуру св. Михаила. В одной руке держит меч (символ веры), в другой – весы (знак справедливости).

Храм построен в стиле барокко, его внутреннее убранство оформлено в манере рококо чрезвычайно роскошно. Внутри привлекают внимание старинные фрески, скульптуры, лепнина, красивый мозаичный купол. Стены храма облицованы разноцветным мрамором. Его восемь капелл соединены длинной крытой галереей, что идет по периметру храма. Также здесь находится кафедра, с которой в 1535 г. выступал император Карл V Габсбург (Carlo d’Asburgo) перед походом против пиратов. Перевезли сюда кафедру из храма св. Франциска, что разрушили в XIX ст.

Склеп святой Реституты

Пещерный склеп и церковь святой Реституты (Cripta e Chiesa di Santa Restituta) можно найти на Via S. Efisio. Здесь все пропитано стариной: пещеру использовали для религиозных обрядов еще в дохристианские времена. Место это сумрачное, мрачноватое, особую атмосферу подчеркивает эхо капель, падающих со сводов. В V ст. здесь нашла убежище святая Реститута, которая считается одной из первых христианок Сардинии. На стенах склепа можно увидеть её изображение: в XIII в. пещеру украсили фрески. Также здесь установлены алтари, датированные пятым столетием.

Использовали склеп как храм до конца XIII в., после чего оказался заброшен. В XVII ст. над ним построили храм. Его появление связано с соперничеством за титул предстоятеля Сардинии и Корсики (il titolo di primate di Sardegna e Corsica) между архиепископами Кальяри и Сассари (Sassari). В ходе соперничества они организовали раскопки древних захороненей и мест, где ранние христиане справляли обряды. Во время этих поисков были обнаружены мощи св. Реституты (правда, утверждения о том, что останки принадлежат святой, многие подвергают сомнению).
В годы Второй мировой войны в пещере горожане прятались от бомбежек. В наши дни для туристов склеп открыт, вход бесплатный, работает с утра. Церковь закрыта: её реставрируют.

Церковь святой Анны

Коллегиальную церковь святой Анны (La collegiata di Sant’Anna) можно найти на Via Domenico Alberto Azuni. Это приходской храм района Стампаче (Stampace), что размещается в верхней части исторического центра.

История базилики началась в XIII в., когда на возвышенности горожане построили небольшую церковь. Спустя пять столетий её решили снести, чтобы возвести более просторное здание в стиле пьемонского барокко. Строительство шло долго из-за отсутствия средств. Правую колокольню построили лишь в 1938 г.

В результате упоминание о строительстве храма стало нарицательным. Когда горожане используют фразу: «La costruzione di Sant’Anna», они саркастически говорят о чем-то бесконечном, что никогда не закончится, сравнивая обсуждаемое событие с долгим и беспокойным строительством приходской церкви Стампаче.

Как только состоялось открытие храма, началась Вторая мировая война, – и многочисленные бомбардировки нанесли сооружению серьезный ущерб. Поэтому после окончания военных действий храм пришлось восстанавливать. Повторное открытие церкви св. Анны состоялось в 1951 г.

Внутри храма хранится немало произведений искусств. Среди них – разноцветный алтарь в капелле Святого Сердца Исуса, неоклассический алтарь черного цвета, посвященный герцогу Амадею IX Савойскому (Amedeo IX di Savoia il Beato). Также тут можно увидеть деревянные скульптуры святых Иакова и Анны (santi Anna e Gioacchino) с Иисусом на руках, картину Джованни Маргинотти (Giovanni Marghinotti), на которой изображен Искупитель среди ангелов.

Церковь святого Августина (Chiesa di Sant’Agostino) размещается на Via Lodovico Baylle, 80. Фасад базилики малопримечательный, поэтому турист вполне может пройти мимо храма, не признав в нем культового сооружения. Тем не менее, церковь святого Августина является единственным в городе образцом архитектуры Возрождения.

Построили храм в XVI в., – и он изначально он задумывался как обитель отшельников, чем объясняется простой вид фасада, что выходит на восточную сторону. Также есть более интересный вход с Largo Carlo Felice, который ведет в оригинально оформленный двор храма. Внутри церкви немало фресок, отделанный розетками потолок. Не до конца оштукатуренные стены усиливают ощущение старины. Также выделяется алтарь, оформленный в стиле барокко, есть несколько статуй святых.

Недавно от церкви ученые обнаружили следы древнеримских построек. Поэтому вокруг неё постоянно ведутся археологические работы, из-за чего храм периодически закрывают для посещения.

Оборонные сооружения

Поскольку на Сардинию часто нападали, для защиты Кальяри в начале XIV в. соорудили оборонительные сооружения: мощные крепости, бастионы, башни, стены. Они не только защищали от атаки врагов, но и использовались в качестве наблюдательного пункта. С башен хорошо просматривались как морские просторы, так и суша.

И только после того как в 1861 г. остров вошел в состав объединенной Италии, город утратил статус «оборонной крепости». Поэтому было принято решение часть стен снести. Те же из них, что не мешали развитию городской архитектуры, были сохранены.

Крепость святого Михаила (Castello di San Michele) размещается на холме, на склонах которого раскинулся одноименный парк. Находится достопримечательность в четырех километрах от центра города на Via Sirai.

По краям средневекового замка можно увидеть три башни. Перед его стенами снаружи вырыт ров. Это самая старая крепость Кальяри, дожившая до наших дней : её построили в десятом веке. Сначала замок использовали лишь как оборонное сооружение. Затем крепость с 1350 по 1511 гг. стала резиденцией знатного рода Карро (Carroz). В это время здесь появился парк.

В XVII в. в городе вспыхнула чума, – и было принято решение использовать крепость, которая к тому времени долго стояла заброшенной, как больницу. Иными словами – изолировать в ней больных. По окончании эпидемии замок укрепили для борьбы против французов в XVII-XVIII вв. В 1940 г. здесь базировался военно-морской флот.

В настоящее время здание хорошо сохранилось и открыто для туристов. Здесь проводят временные выставки, театральные представления. С холма открывается вид на окрестности.

Башня Сан-Панкрацио (Torri di San Pancrazio) размещается на Piazza dell’Indipendenza, в самой высокой точке квартала Кастелло (Castello). Построили достопримечательность пизанцы в 1305 г. для защиты Кальяри от сарацинских пиратов и генуэзцев. Три стены у неё сплошные, чтобы оборонять город, в них сделаны узкие маленькие отверстия. Четвертая, что обращена к Castello, имеет балконы на четырех ярусах. Внизу сооружения – одноименные ворота, через которые в прежние времена можно было попасть в Кастелло.

Сан-Панкрацио – это самая высокая башня Кальяри: в настоящий момент её высота составляет 36 м, толщина стен – 3 м. В прежние времена она была значительно выше, но бомбардировки атакующих город англичан (1701 г), испанцев (1717 г.) частично разрушили её. В 1793 г., когда Кальяри атаковали войска Наполеона, Сан-Панкрацио потеряла вершину.

Когда городом стала править арагонская династия, в Сан-Панкрацио разметили тюрьму. В 1906 г. сооружение отреставрировали. Сейчас башня открыта для туристов, а с её обзорной площадки открывается великолепный вид на Кальяри и окрестности.

Башня Слона (Torre dell’Elefante) находится на Piazza S. Giuseppe. Это вторая по величине башня Кальяри: её высота составляет 31 м. Построили достопримечательность в 1307 г., а назвали в честь одного из символов (Pisa) – слона, скульптуру которого установили в 10 метрах над землей.

Torre dell’Elefante многие называют близнецом Сан-Панкрацио: она также имеет четыре яруса, три глухих стены, одну – с балконами. Внизу – портал, который служил входом в Кастелло. Имеет она и схожую судьбу: в свое время в ней также разместили тюрьму. Недалеко от башни на Piazza Carlo Alberto было место казни, а на её стенах вывешивали головы отрубленных людей. Некоторые из них весели там по нескольку лет. Поэтому местные верят, что в ветреные ночи с площадки, где умирали люди, доносятся голоса их душ.

Сейчас доступ в башню для туристов открыт. Подниматься наверх тяжело, но вид на улицы города и залив зачаровывает.

Бастион Сан-Реми (Bastione di San Remy) размещается на Piazza Costituzione. Построили его в конце XIX ст. вместо разобранных крепостных стен, что соединяли Кастелло с другими кварталами Кальяри. Бастион получил название благодаря барону Сан-Реми, наместника Пьемонта (Piemonte), по приказу которого появилась достопримечательность.

Bastione di San Remy являет собой внушительное сооружение, по бокам которого высокие арочные окна. Двойная лестница ведет наверх и заканчивается возле Триумфальной арки, минуя которую можно попасть на террасу Умберто I (Umberto I) со скамейками и пальмами. Отсюда открывается великолепный вид на окрестности. С тылу бастион выглядит абсолютно неприступно – это мощные стены, возвышающие над отвесными скалами.

Внутри сооружения обустроен крытый переход. Сначала здесь размещался банкетный зал, в годы Первой мировой войны – медпункт. В 40-х гг. XX в. здесь жили люди, чьи жилища разрушила война. Сейчас крытый переход отреставрирован, и здесь проводят художественные выставки.

Цитадель музеев

Сразу несколько музеев Кальяри размещаются в здании бывшей Цитадели, из-за чего музейный комплекс называется La Cittadella dei musei. Находится крепость в самой высокой точке района Кастелло, вход с площади Арсенальной, 1 (Piazza Arsenale).

Появилась Цитадель в XVIII в. на месте разобранных оборонных сооружений. До 1825 г. в её станах размещался арсенал. В ходе Второй мировой войны здание часто бывало целью авианалетов и бомбардировки. Реставрация крепости началась в 1965 г. и затянулась на четырнадцать лет.
В настоящее время в стенах бывшей крепости размещены экспозиции:

  • Археологического музея;
  • Анатомического музея восковых фигур «Susini»;
  • Национальной художественной галереи;
  • Художественного музея сиамского искусства Стефано Карду.

Также в Цитадели обустроены помещения для временных экспозиций, конференций, ресторан. Поскольку крепость расположена на горе, перед посетителями старой крепости открывается великолепная панорама.

Археологический музей

Национальный археологический музей (Museo Archeologico Nazionale di Cagliari) размещается на Piazza Arsenale, 1. Здесь находятся уникальные экспонаты – бронзовые фигурки и другие артефакты, что относятся к эпохе нурагов. Она получила свое название от типа башен, которые были распространены на острове со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII ст. до н.э.

История музея началась в 1800 г., когда вице-король Карло-Феличе (Carlo Felice) организовал в залах дворца Viceregio кабинет археологии и естественной истории. Спустя два года экспонаты музея стали открыты для общественности. В 1806 г. экспозицию подарили университету, после чего она переехала в palazzo Belgrano.

На Арсенальной площади музей оказался в 1993 году. Его экспонаты размещаются на трех этажах и расположены таким образом, чтобы посетитель в хронологической последовательности ознакомился с историей Сардинии от неолита до времен поздней античности. Среди экспонатов – керамические изделия, финикийское ожерелье из фаянса, пунические и римские монеты.

Анатомический музей восковых фигур «Susini»

В анатомическом музее восковых фигур им. Клементе Susini» (Museo delle cere anatomiche intitolato a Clemente Susini) собрана одна из наиболее интересных в мире коллекций. Здесь представлены вылепленные из воска фрагменты человеческого тела (голова, мышцы, глотка, печень и др.), которые дают детальное представление о том, как выглядят разные органы.

Коллекция появилась между 1801 и 1805 гг. благодаря инициативе профессора Франческо Бои (Francesco Boi). Над восковыми скульптурами работал во художник Клементе Сусини (Clemente Susini). В Кальяри созданные им модели прибыли в 1805 г. и около полувека находились в музее Королевского дворца. Затем экспонаты передали университету, и они были переданы в Palazzo Belgrano. После этого музей еще несколько раз переезжал, пока не оказался в Цитадели.

Национальная художественная галерея (Pinacoteca nazionale) появилась во второй половине XIX в., когда в государственную собственность перешло немало церковных ценностей. Расположен музей на трех этажах в хронологической последовательности: самые старые экспонаты размещаются на последнем ярусе.

В залах Национальной художественной галереи представлены произведения сардинских художников XVI-XVIII вв. Среди них – картины Пьетро Каваро (Pietro Cavaro), местного уроженца, одного из самых известных живописцев Сардинии. Также тут есть коллекция сардинских и каталонских алтарных росписей XV-XVI вв. Привлекает внимание этнографическая коллекция, среди экспонатов которой – сардинские ткани, мебель, керамика, оружие.

Художественный музей сиамского искусства

Художественный музей сиамского искусства (Museo civico d’arte siamese Stefano Cardu) был создан после того, как Стефан Карду в 1914 г. подарил городу коллекцию, которую приобрел в Сиаме во время путешествия по Индокитаю. Сначала экспонаты были выставлены в Муниципальном дворце (palazzo Civico), затем – в художественной галерее. С 1981 г. экспозиция размещается в Цитадели.

Состоит сиамская коллекция из картин, что изображают разные истории из жизни народа рамакиен, рукописей, буддийских скульптур, выполненных из бронзы слоновой кости, дерева, серебра. Также здесь очень много фарфора, различных статуэток (окимоно, нэцкэ). Особый интерес представляет коллекции восточных монет, оружия.

Археологические раскопки

Кальяри – очень старый город. Многочисленные раскопки свидетельствуют о том, что поселение существовало уже в XVIII в. до н. э. Прежде всего, об этом говорит самый большой в мире некрополь, что появился здесь в эпоху неолита. Также на территории города археологи обнаружили руины жилых домов, строительство которых относится к I в. до н.э. Огромный амфитеатр говорит о том, что во времена Римской империи в Кальяри кипела жизнь.

Пунический некрополь (Necropoli Punica di Tuvixeddu) размещен на холме, Colle Di Tuvixeddu, что в переводе с сардинского означает «холм маленьких отверстий». Назван он так неслучайно: в нем множество могильных углублений. Некоторые из них украшены хорошо сохранившимися барельефами.

Всего на территории некрополя археологи обнаружили свыше тысячи могил, которые относятся к карфагенскому и древнеримскому периодам.

Первые захоронения появились здесь во времена неолита, о чем свидетельствуют обнаруженные в древних могилах инструменты из кремня, керамические изделия (3800-2900 гг. до н.э).

Самая интересная могила – это Змеиный грот. Её внешняя часть украшена фасадом, на фронтоне которого изображены две змеи. Внутри – две погребальные камеры, на стенах которых можно увидеть надписи, рассказывающие о захороненных здесь людях. Согласно им, тут погребена супружеская пара, Атилия и Кассий Филипп. Когда муж серьезно заболел, жена упросила богов позволить ей умереть вместо супруга, – и они выполнили её просьбу. Похоронили женщину в этом холме. Впоследствии, когда Кассий умер, его прах захоронили возле Атилии.

Римский амфитеатр (Anfiteatro romano) размещается на via Sant’Ignazio da Laconi. Достопримечательность органично вписывается в окружающие её скалы. Сверху сооружение огибает городская улица, что позволяет осмотреть его с разных сторон.

Появился Anfiteatro romano в I-II вв. н.э., когда Сардиния была под властью Римской империи. Половину сооружения вырубили в известняковой скале, для строительства южной части использовали блоки из местного известняка. Амфитеатр вмещал 10 тыс. зрителей, а на его аренах проходили бои между животными, гладиаторами, а также специально набранными бойцами. Здесь перед толпой ликующих зрителей приводили в исполнение смертные приговоры.

Из-за распространения христианства гладиаторские бои стали непопулярны, а в 437 г. их запретили вообще. После этого амфитеатр в Кальяри долгое время был в запустении, а местные жители и правители использовали его камни для строительства новых сооружений.

Разорение достопримечательности происходило до середины XIX в., пока Anfiteatro romano не перешел по власть и охрану города. С некоторых пор здесь проводятся различные спектакли, для чего часть амфитеатра накрыли железом и деревом. Такие действия вызвали немало критики со стороны археологов, которые утверждают, что подобные конструкции вредят достопримечательности. Сейчас власти пересмотрели свою позицию, и в скором времени планируется реставрация, направленная вернуть амфитеатру первоначальный вид.

Вилла Тигелия (Villa di Tigellio) размещается на Via Tigellio, 18, недалеко от ботанического сада и Римского амфитеатра. Это место не является виллой в прямом смысле этого слова: здесь находятся руины зданий, появление которых относится к I в. до н.э. Раньше ученые считали, что тут находилась вилла известного сардинского музыканта Тигелия (Tigellio). В дальнейшем было обнаружено, что к этим сооружениям он никакого отношения не имел, но название закрепилось.

Археологические исследования подтвердили, что здесь размещались три основных здания, которые были обитаемы вплоть до четвертого столетия. В одном из них ученые нашли выложенный мозаикой пол, фрески, в другом – гипсовые украшения, несколько вертикальных колон, места для сбора дождевой воды.

Театры

В Кальяри очень много театров, каждый из которых имеет свою историю и занимает особое место в жизни города. Почти все они появились после Второй мировой войны: театры, что существовали до начала военных действий, были уничтожены бомбардировкой. В настоящее время главными из них являются два храма Мельпомены – театр Мессимо и театр Лирико.

Театр Мессимо

Театр Массимо (Teatro Massimo) расположен на Via Edmondo De Magistris. Построен он был внутри старой паровой мельницы г-на Мерелло (Merello), который вместе с другим предпринимателем, Иво Маццеи (Ivo Mazzei) решил соорудить здесь театр.

Строительство было закончено в 1947 г. В результате был создан один из самых больших театров Италии, что был рассчитан на 2,5 тыс., а его площадь составляла 4,5м2. Здесь показывали не только театральные представления, но и кинофильмы. В 70-х гг. владельцы театра решили его снести, чтобы построить несколько зданий. В 1981 г. театр Массимо вновь был открыт и работал до того момента, как в нем случился серьезный пожар, после чего театр закрылся.

В 2004 г. один из наследников основателя театра Джон Меррелло разорвал контракт с наследником семьи Маццеи, и приступил к реставрации здания. При этом были снесены внешний фасад, балкон, некоторые другие объекты.

Открыт новый театр был в 2009 г. В нем обустроено два зала. Один рассчитан на 752, другой – на 202 места. С тех пор в его стенах выступало немало оперных певцов и важных театральных деятелей.

Оперный театр Лирико (Teatro Lirico) размещается на Via Sant’Alenixedda. Строить его начали в 1971, закончили – в 1993 г. Целью строительства было затмить Civic Theatre, что был уничтожен пожаром в 1942 г.

В настоящий момент Teatro Lirico являет собой современное здание, рассчитанное на 1650 мест. Помимо большой сцены, здесь есть залы для репетиций, бар, ресторан, офисы, книжный магазин. Красная комната предназначена для проведений конференций и образовательных мероприятий. К основному зданию примыкает библиотека.

Где отдохнуть

Кальяри – это очень зеленый город. Еще одним плюсом является то, что многие парки расположены очень близко от центра. Гуляя по тенистым аллеям, здесь можно любоваться буйной средиземноморской растительностью, наблюдать за жизнью различных птиц. При желании можно сходить на пляж. Здесь находится один из самых длинных .

Кальяри - красивейший город с тысячью лиц, с множеством тайн и легенд, живописных видов и любопытных мест. Город этот хорош и летом, и зимой. Кальяри – это почти 3 тысячи лет истории, это море, солнце, традиции, отличная еда, ночные клубы, музыкальные фестивали, спорт и многое другое. Это город, в котором действительно есть, что делать. Предлагаем список мест Кальяри, в которых нужно обязательно побывать.

Бастион Сан Реми

Бастион Сен-Реми был возведен между 1896 и 1902 на месте испанских стен для того, чтобы соединить расположенный на холме средневековый квартал Кастелло с нижним городом. Советуем для начала полюбоваться роскошным фасадом снизу, с Пьяцца Коституционе, а затем подняться по нарядной лестнице на большую панорамную террасу Умберто I, с которой открывается захватывающий вид на город и море. К вечеру на Бастионе выставляют свои работы художники и керамисты, здесь можно отыскать любопытнейшие сувениры. А в разгар сезона собираются на Бастионе и музыканты, здесь проводятся джазовые фестивали, концерты традиционной музыки. Кальяритане, наследники римских патрициев, испанских грандов и савойских аристократов, ценят комфорт, красоту и удовольствия жизни. Очень любят они встречаться в красивых для глаза местах с приятелями на аперитив. На Бастионе расположено несколько модных заведений Кальяри, одно из них – культовое Caffe degli Spiriti. На закате иногда случается понаблюдать с его мягких диванов, как розовые фламинго перелетают над крышами вечернего города с одного озера на другое. Просто фантастический сон!

Пьяцца Палаццио, Кафедральный Собор Святой Марии

Ставшая недавно пешеходной, Пьяцца Палаццио, или Дворцовая Площадь, дарит гостям города целое созвездие чудес. Доминирующее здание – это Собор Святой Марии, в комбинации различных стилей хранящий восемь веков исторической памяти города. Рядом с ним находятся Королевский дворец, в прошлом резиденция представителя Арагонского, Испанского и Пьемонтского Королевского Двора, а ныне Префектура Кальяри, и бывший Городской Дворец, иначе говоря, Муниципалитет, лишь в начале XX века перенесенный на набережную.

Пышное внутреннее убранство Кафедрального Собора, изобилующее мрамором всех цветов и оттенков, никого не оставляет равнодушным. Но есть здесь несколько деталей, на которые мы хотели бы обратить особое внимание. В первую очередь, это уникальная мраморная кафедра XII века, специально перевезенная морем из Пизы на рубеже XIII века для поддержки морального духа соотечественников, ожидавших наступления арагонского войска. Ручной работы резьба по мрамору отражает несколько узнаваемых библейских сцен. В знаменитой крипте Кафедрального Собора, построенной в XVII веке под алтарем, расположены 179 ниш, в которых собраны мощи мучеников Католической Церкви. Наконец, в Соборе хранится важнейшая святая реликвия – Шип из тернового венца Христа. Увидеть эту реликвию можно во время важнейших христианских праздников.
С декабря 2011 года по соседству с Кафедральным Собором Кальяри, в бывшей Церкви Ностра Синьора делла Сперанца XVI века открыт Православный приход Саввы Освященного.

Башни Сан Панкрацио и Элефанте (Слоновья)

Вместе с Бастионом и Кафедральным собором, две башни - Сан Панкрацио и Элефанте (Слоновья) - являются символом Кальяри и определяют силуэт старинного квартала Кастелло. Две смотровые башни из белого известняка были построены соответственно в 1305 и в 1307 как часть возведенной пизанцами фортификационной системы. Башня Сан-Панкрацио высотой 36 метров охраняет северный вход в Кастелло, она сооружена на самой высокой точке города (130 метров над уровнем моря). Расположенная в юго-западной части Кастелло 30-ти метровая Торре ди Элефанте действительно украшена маленьким симпатичным каменным слоником, сохранившимся со времен постройки башни, так же, как и кованые железом ворота. Если Вы не боитесь высоты, рекомендуем обязательно забраться на обе башни. Поверьте, фантастические виды заслуживают усилий по преодолению 120-ти ступенек!

Археологический музей Кальяри. Гиганты Монте Прама и бронзетти

Сардиния – земля не просто древняя. Многотысячелетнее прошлое до сих пор влияет на характер острова, складывается в его сильнейшее энергетическое поле. Побывав на Сардинии, нужно обязательно познакомиться с ее великим прошлым – с уникальной , иначе душа этого острова останется закрытой и непознанной. Из глубины 3-5 тысяч лет истории доходят до дня сегодняшнего артефакты, знаменитые во всем мире, но у нас, в России, практически не известные.
В квартале Кастелло расположен Национальный Археологический музей Кальяри, ставший в последние два года одной из самых посещаемых достопримечательностей Сардинии благодаря уникальной экспозиции загадочных статуй I-го тысячелетия до н.э., получивших название Гиганты Монте Прама по названию местности на западе Сардинии, где они были случайно обнаружены крестьянами в 1974 году. Сегодня Гиганты Монте Прама признаны одним из самых грандиозных археологических открытий Средиземноморья XX века.

Эти величественные двухметровые скульптуры высечены из известняковых блоков, вес которых доходит до полутонны. За время раскопок было обнаружено 5178 фрагментов. В огромном реставрационном центре несколько десятилетий велись работы, в результате были идентифицированы около 30 статуй, среди которых 16 «борцов», 5 «лучников», 5 «воинов». «Лучники» рукой в перчатке держат огромный лук, грудь из защищена прямоугольной пластиной, а на голове красуется двурогий шлем, «воины» вооружены круглым щитом, а «борцы» в коротких туниках защищают гнутым щитом голову. Все статуи имеют ярко выраженные нос и брови и огромные, неземные, состоящие из двух концентрических кругов глаза, в которых и тайна, и магия, и власть.
Подобные фигуры, выполненные в гораздо меньшем масштабе, находят на Сардинии довольно часто. Речь идет о знаменитых «бронзетти» - бронзовых скульптурках размером от 5 до 40 сантиметров, встречающихся при раскопках в нурагах. В Археологическом Музее Кальяри собрана изумительная коллекция этих фигурок, с точностью передающих детали вооружения и облачения воинов, жрецов и вождей, изображающих домашних животных и искусно сделанные кораблики. Бронзетти и Гиганты Монте Прама приоткрывают небольшую щелочку в мистический мир нурагийцев, в котором были, несомненно, свои лидеры, свои божества и магические ритуалы, служат свидетельством высочайшего уровня, достигнутого нурагийской цивилизацией и огромного количества неразгаданных тайн, которые еще скрывает этот великий народ прошлого.

Базилика Святой Мадонны Бонария

На холме Бонариа в XIV веке Альфонсо Арагонский во время осады Кальяри построил небольшую церковь в готическом каталонском стиле. Легенда гласит, что 25 марта 1370 на пляже под холмом был найден таинственный ящик, оказавшийся за бортом испанского парусника во время шторма. Монахам удалось поднять его и принести в церковь; внутри они обнаружили статую Мадонны с младенцем, держащую по-прежнему горящую свечу. Статуя эта с тех пор почитается, как священная реликвия, а церковь получила название Храма Святой Мадонны Бонария. Огромный поток паломников со всего острова убедил монахов в необходимости постройки новой, большой церкви. Строительство длилось ровно 222 года, с 1704 до 1926, когда он был открыт этот самый большой на Сардинии храм. Обязателен к посещению и сама Базилика, в которой хранится статуя XIX века, и Музей подарков Мадонне, ставшей покровительницей моряков.

Поэтто

Поэтто – городской пляж Кальяри. От живописной скалы, носящей название «Седло Дьявола» на 8 километров тянется широкая полоса песка, оборудованная лежаками и зонтиками, любимое место отдыха кальяритан. Знаменитые киоски Поэтто – маленькие бары, кафе и ресторанчики, открытые до поздней ночи, летом становятся ареной для музыкальных фестивалей и танцевальных марафонов. Если вы любите развлечения и ночную жизнь, обязательно отправляйтесь в Поэтто, и вы найдете местечко по душе.

Парк Молентарджус

Парк Молентарджус расположен в районе соленых озер недалеко от пляжа Поэтто на площади около 1600 гектаров. Это естественная среда обитания многочисленных водоплавающих птиц и других видов, что в первую очередь удивительно потому, что парк расположен всего в 5 минутах езды от центра города. Главное украшение парка, да и всей Сардинии - великолепные розовые фламинго, ныне ставшие символом Кальяри. Эти элегантные пернатые на протяжении многих лет предпочитают гнездиться именно на соленых озерах острова, внося свою изящную лепту в создание образа Сардинии, как настоящей Страны Чудес.

Холм Монте Урпину

Холм, расположенный в одноименном квартале Кальяри – одна из самых красивых и зеленых зон в центре города. Это прекрасный парк, где можно отдохнуть и провести время среди зелени. А самая вершина холма готовит посетителям чудесный сюрприз – отсюда открывается захватывающий вид с одной стороны на пляж Поэтто, парк Молентарджус и море до горизонта, а с другой – на древний город и холм Кастелло, предстающий во всем своем средневековом величии.

Cреднемесячная температура, °C днем и ночью, воды

    январь

    февраль

    март

    апрель

  • июнь

    июль

    август

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

Популярные отели Кальяри

Кухня и рестораны

В старом городе очень много ресторанов, и вы просто не сможете ошибиться с выбором, так как качество еды здесь на высоком уровне, особенно если вы выбрали блюда из морепродуктов. Что может быть лучше обеда на двоих с бутылочкой домашнего вина? В глубине улочек района Marina спряталась отличная пиццерия l’Oca Bianca. Место настолько популярное, что необходимо резервировать столик заранее.

Есть также еще несколько мест, где можно попробовать салаты. Пиццерия Yenne и чудесная Gelateria - места, где можно легко и вкусно поесть.

В кафе-ресторане Van Gogh, расположенном на 19,4 км береговой дороги Cagliari Villasimius. Здесь вы попробуете отлично приготовленные и красиво поданные блюда традиционной сардинской кухни. В полдень вам предложат легкие блюда и салаты, ланчи и обеды. Есть места для парковки и детская комната. Плюс ко всему, кафе-ресторан находится рядом с пляжем.

Пляжи

Вне сомнения, самое популярное место в Кальяри - пляж Poetto. Недалеко от Aside - еще более красивые пляжи с чистейшим песком - Villasimus и Chia. На заболоченных прудах Stagno di Molentargius вы сможете увидеть розовых фламинго.

Экскурсии, развлечения и достопримечательности Кальяри

Любознательным рекомендуем посетить Национальный Археологический музей, где большая коллекция изделий из стекла и много фантастических бронзовых статуэток. Pinacoteca Nazionale находится в этом же доме, здесь выставлена коллекция религиозной живописи эпохи барокко и средневековья.

Обязательно пройдитесь по красивому историческому центру, над которым возвышаются Слоновья башня и башня Сан-Панкрацио, построенные во времена Средневековья. Кальяри может похвастать замком времен Средневековья, соборами св. Марии и Бонарии, характерными средневековыми кварталами с резиденциями богатых семей, типичными ресторанами и сувенирными магазинами. В старом городе вы увидите Кафедральный собор 13 века, внутри которого выложена великолепная золотая мозаика. Если подниметесь на Бастион св. Реми (Bastione di San Remy), то перед вами откроется изумительный вид на город. Обязательно сходите на огромный массив из камня «Седло дьявола» (Sella del Diavolo).

Кальяри (Cagliari) - прекрасный город с тысячью обличий, с многими уголками, которые интересно обнаруживать, чтобы затем не переставать ими восхищаться. Кальяри - это море, солнце, культура, традиции, развлечения, спорт, события и отдых, полный уникальных впечатлений!

Кальяри - столица , главный город в самом самобытном регионе Италии. Сегодня остров любим знаменитостями, которых привлекает тёплое море, белоснежные пляжи и относительная уединённость. Однако не роскошные виллы составляют богатство Сардинии, а её природа и уникальное историческое наследие. Конечно, прогресс не обошёл стороной этот большой остров. Но и первый взгляд, и сухие цифры статистики говорят о том, что местное население наименее подвержено современным веяниям.

Сардиния довольно долго была под властью испанцев, и влияние их культуры очень заметно, начиная с архитектуры и названий и заканчивая традиционной сиестой, во время которой город замирает.

Как добраться до Кальяри?

На самолете

Кальяри связан с основными европейскими городами через Международный аэропорт Эльмас, из которого вы можете добраться до центра города на автобусе-шаттле, который останавливается на площади Маттеотти, расположенной между портом и железнодорожной станцией.

Кроме того, из аэропорта удобно добираться на такси или арендовать автомобиль.

По морю

До Кальяри легко добраться из , из порта Чивитавеккья - отсюда раз в два дня отправляются паромы Moby и Sardinia Ferries. Паромы останавливаются в , а затем через пару часов в столице Сардинии. Билеты можно взять в частной каюте или в общем зале (сидячие).

Паромы также ходят из , и . Вы можете переправится вместе с собственным авто, т.к. добираться на машине по суше до Кальяри не очень удобно - прямого скоростного шоссе, ведущего до Кальяри, нет.

Где остановиться в Кальяри?

T Hotel - Via dei Giudicati 66, 09131 Кальяри, Италия

Ультрасовременный отель «T» находится в центре города Кальяри, напротив оперного театра «Театро Лирико». К услугам гостей современные номера, стильный бар, бесплатный WiFi на всей территории, а также оздоровительная зона со спа-салоном «T», где можно пройти процедуры гидротерапии.

Светлые просторные номера с деревянным полом располагают кондиционером, радио, спутниковым телевидением, мини-баром и современной ванной комнатой.

Каждое утро гостям подают полный английский завтрак. В бистро отеля на обед можно заказать закуски и горячие блюда, а в ресторане «T» - на ужин отведать блюда итальянской кухни и кухни Сардинии. По вечерам в баре звучит живая фортепьянная музыка.

В распоряжении гостей отеля «T» современный тренажерный зал, спа-салон Acqua Journey с бассейном гидротерапии, паровыми банями и душами с хромотерапией, а также зона отдыха, где можно выпить травяной чай.

Расстояние от отеля до кафедрального собора Кальяри составляет 1,5 км, а до аэропорта Кальяри-Эльмас - 10 км. Поездка до пляжа Поэтто займет 10 минут.

Бастион Сан-Реми ночью. Фото Thinkstock

Hotel Nautilus - Lungomare Poetto 158, 09126 Кальяри, Италия

Отель Nautilus находится в городе Кальяри. С его территории открывается вид на пляж Поэтто. К услугам гостей сад, бар и бесплатный WiFi во всех зонах.

Каждый номер оснащен кондиционером, телевизором с плоским экраном и мини-баром. Они также располагают собственной ванной комнатой с душем, феном, полотенцами и бесплатными туалетными принадлежностями.

Отель Nautilus находится в 15 минутах езды от города Кальяри и в 9 км от коммуны Куарту-Сант-Элена.

Hotel Italia - Via Sardegna 31, 09124 Кальяри, Италия

Трехзвездочный отель Italia находится в историческом центре города Кальяри, в 50 метрах от порта и в 10 минутах ходьбы от железнодорожного и автобусного вокзалов. К услугам гостей звукоизолированные номера с бесплатным WiFi и кондиционером.

Все номера отеля были отремонтированы в декабре 2012 года. В каждом из них имеется собственная ванная комната с ванной или душем, а также телевизор и мини-бар. По утрам для гостей сервируют сытный завтрак «шведский стол» с выпечкой, свежими фруктами, сыром и мясным ассорти.

Вы можете заказать напитки в баре и позаниматься спортом в фитнес-центре.

В районе отеля налажено превосходное сообщение общественного транспорта, что позволяет быстро добраться до любого района Кальяри. Также в отеле работает бар и оборудован зал для проведения совещаний.

Площадь перед бастионом Сан-Реми. Фото Thinkstock

Hotel Flora - Via Sassari 47, 09124 Кальяри, Италия

Четырехзвездочный отель Flora расположен в центре города Кальяри, всего в 800 метрах от гавани. К услугам гостей традиционный ресторан, бесплатный WiFi и номера с кондиционером и телевизором с плоским экраном и спутниковыми каналами.

Оформленные в классическом стиле номера и люксы с паркетным полом оборудованы сейфом. В каждом номере есть собственная ванная комната с феном, бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями и тапочками. В некоторых номерах в распоряжении гостей терраса или балкон.

Каждое утро сервируется завтрак «шведский стол» с закусками и сладостями. На обед и ужин гости могут посетить ресторан отеля Flora с обслуживанием по меню, специализирующийся на традиционной кухне Сардинии, включая блюда из рыбы.

Отель Flora находится в 2 минутах ходьбы от железнодорожного вокзала Кальяри и в 8 км от аэропорта Кальяри-Эльмас. Поездка на автомобиле до пляжа Поэтто займет 10 минут.

Достопримечательности Кальяри

Площадь Палаццо: Собор Санта-Мария и Королевский дворец

Площадь Палаццо, которая стала пешеходной совсем недавно, продемонстрирует вам настоящие чудеса архитектуры. С одной ее стороны находится Собор Санта-Мария, епископская церковь, построенная путем комбинации различных архитектурных стилей, которая хранит в своем интерьере семь веков исторической памяти города. Рядом с собором расположен Королевский дворец, бывшая резиденция Арагонского короля и правителей Савойской династии, теперь здание префектуры провинции Кальяри. Стоит также найти время, чтобы посетить Археологический музей (один из наиболее важных из Сардинии) и бывшую Ратушу также расположенные на площади.

Префектура Кальяри. Фото Thinkstock

Кафедральный собор (Cattedrale di Santa Maria)

Собор святой Марии - резиденция архиепископства Кальяри во главе с митрополитом. Величественное здание XIII века выполнено в нескольких стилях, характерных для города. Основа возведена как романско-готическая церковь, через четыре столетия во время восстановления к ней добавились элементы барокко, а в начале XX века фасад сильно изменила реставрация в стиле пизанских мастеров. Интерьер собора состоит из трёх нефов с трансептом и боковыми часовнями. Свод центрального нефа украшен картинами, изображающими распространение христианства на Сардинии.

Собор святой Марии. Фото Thinkstock

Городской собор расположен на Дворцовой площади (Piazza Palazzo) и готов принять посетителей с 8:30 до 12:30 и с 16:30 до 20:00 в будни и с 8:30 до 13:00 и с 16:00 до 20:00 в субботу и воскресенье.

Национальный археологический музей (Museo Archeologico Nazionale)

Музей Кальяри - самый крупный из всех археологических музеев Сардинии. В нём собраны экспонаты, охватывающие период вплоть до конца существования Римской Империи. Стоит особо выделить великолепную коллекцию бронзетти - уникальных для Сардинии бронзовых фигурок нурагической эпохи. В отсутствие каких бы то ни было письменных свидетельств о древних жителях, эти скульптурки служат важнейшим источником информации о древних жителях острова.

Археологический музей расположен на Арсенальной площади (Piazza dell"Arsenale) и открыт каждый день с 9:00 до 20:00. Взрослый билет стоит 4 евро, билет со скидкой - 2 евро.

Церковь святого Эфизио (Chiesa di Sant"Efisio)

Это здание, в отличие от большинства подобных ему, имеет скромный фасад и аскетичный интерьер, но каждую весну становится центром городской религиозной жизни. Святой Эфизио - покровитель города, бывший римский солдат, обратившийся в христианство и потерявший жизнь за отказ отречься от своей веры. По легенде церковь расположена на месте темницы, в которую был заточён будущий святой.

Фото flickr.com

Церковь пережила атаки наполеоновского флота в конце XVIII. В стене под изображением святого покровителя можно увидеть пушечное ядро - одно из многих, посланных пушками французских кораблей. Ежегодно, 1 мая, Кальяри празднует День святого Эфизио: статуя покровителя покидает своё пристанище на искрящейся повозке, украшенной сусальным золотом и золотыми полосами-ободами на колёсах, замена которых обходится муниципалитету в 20 тысяч евро, и отправляется в путешествие по улицам города в сопровождении шумной толпы.

Двери старинной церкви открыты для посетителей с 9:00 до 13:00 и с 15:30 до 19:30 со вторника по воскресенье.

Городская набережная

Набережная для портового города имеет большое значение, Кальяри она называется Марина и представляет собой одно из наиболее характерных мест, заполненных ремесленными лавками, сувенирными магазинчиками и уютными кафе. На набережной находится одна из интереснейших церквей города - церковь святой Эулалии, совмещённая с музеем.

Городская крепость (Il Castello)

Белоснежные стены с двумя хорошо сохранившимися башнями окружали город в средние века, сегодня крепостные сооружения известны как Il Castello, а сами сарды называют их Su Casteddu. Обязательно взгляните на стены издалека - так они выглядят особенно монументально.

В историческом центре Кальяри, внутри крепостных стен, сосредоточена важнейшая часть культурных объектов: Университет, Кафедральный собор, музеи и дворцы. Этот район долгое время находился в запустении, но в последние годы всё более реставрируется и становится излюбленным местом прогуливающихся художников.

Фото Thinkstock

Бастион Сан-Реми (Bastione di San Remy)

Бастион Сен-Реми, построенный между 1896 и 1902 г.г. на месте старых испанских крепостных стен, выполнял задачу соединения старого квартала Кастелло с нижней частью города. Строение получило свое название, благодаря барону Сен-Реми, пьемонсткому наместнику, который его построил. Мы советуем вам сначала полюбоваться видом могущественного бастиона снизу, с площади Конституции, затем подняться вверх по лестнице к вершине на огромную террасу Умберто I, чтобы насладиться захватывающим видом на город. Ночью здесь гудит жизнь, в то время как под аркадами закрытого пассазге бастиона зачастую организуют выставки.

Фото Thinkstock

Подавляющее большинство экскурсий по Кальяри начинаются именно отсюда: туристы имеют возможность увидеть весь город, а гид - наглядно ознакомить их с картой достопримечательностей.

Крепость Сан-Микеле (Castello di San Michele)

Трёхбашенная испанская крепость Сан-Микеле расположена к северо-западу от центральной части города. Она была построена в далёком X веке и после этого многократно обновлялась. Крепостной замок сегодня используется для проведения временных выставок, стоимость которых оплачивается дополнительно к цене входного билета - 5 евро.

Кастелло Сан-Микеле. Фото Thinkstock

Добраться к укреплениям Сан-Микеле можно на автобусе № 5, конечная остановка которого находится на улице Баку-Абис у подножия холма. Маршрут пролегает по асфальтированной дороге на расстояние 800 метров вверх по склону, а отправляется автобус каждые 15 минут на протяжении времени работы музея: с 10:00 до 13:00 и с 17:00 до 22:00 со вторника по воскресенье.

Башни Сан-Панкрацио и Дель-Элефанте (Le Torri di San Pancrazio e dell"Elefante)

Наряду с бастионом, две башни Кальяри - Сан-Панкрацио и Дель-Элефанте - являются символом города, отмечая окраину старинного района Кастелло. Башни были частью укрепленной системы, возведенной Пизани в четырнадцатом веке. Отремонтированные и восстановленные в их первоначальном виде, эти две башни из белого известняка были построены соответственно в 1305 и в 1307 годах в качестве смотровых точек. Башня Сан-Панкрацио расположена у северного входа в район Кастелло, она была построена на самой высокой городской точке. Башня имеет четыре этажа и высоту более 36 метров. Башня Дель-Элефанте более низкая - ее высота составляет 30 метров, а находится она в юго-западной части района. Если вы поднимитесь на башни, то сможете насладиться фантастическим видом на Кальяри.

Старинные городские стены. Фото Thinkstock

Церковь Сан-Микеле (Chiesa di San Michele)

Неподалёку от описанной выше крепости расположена церковь, также носящая имя архангела Михаила - одна из жемчужин исторического района Стампаче. Она была построена в XVI веке, но интересна богатым оформлением в стиле рококо, добавленным через два столетия. После своей постройки церковь Сан-Микеле принадлежала иезуитам, а часть сопутствующих построек использовалась как больница, ставшая впоследствии военным госпиталем. Внутри здания расположена старинная кафедра с четырьмя колоннами, с которой испанский император Карл V произнёс пламенную речь перед тем, как отправиться в неудачный поход против арабских пиратов.


Церковь Сан-Микеле. Фото Thinkstock

Адрес церкви Сан-Микеле: улица Госпитальная (Via Ospedale), 2. Посетители могут осмотреть эту достопримечательность с 8:00 до 11:00 и 18:00 до 21:00 с понедельника по субботу и с 8:30 до 12:00 и с 19:00 до 21:00 в воскресенье.

Склеп святой Реституты (Cripta di Santa Restituta)

Почти рядом с церковью святого Эфизио расположен пещерный склеп, использовавшийся для религиозных обрядов ещё в дохристианские времена. Жуткую атмосферу этому месту придаёт постоянное эхо от капающих со сводов капель воды. В V веке эти пещеры стали убежищем святой Реституты, матери святого Евсевия. Эти годы стали точкой отсчёта раннего христианства на Сардинии. Подземный храм использовался до XIII века, после чего был заброшен.

Фото cagliari6.wikidot.com

В XVII веке у склепа возвели церковь святой Реституты, которая использовалась до Второй мировой войны. В военные годы склеп служил бомбоубежищем, а церковь пришла в запустении. Её реставрация началась лишь в последние годы.

Склеп расположен в историческом районе Стампаче на улице святого Эфизио. Посетить его можно совершенно бесплатно с 9:00 до 13:00 и с 15:30 до 19:30 со вторника по воскресенье.

Церковь святой Анны (Chiesa di Sant"Anna)

Эта церковь, носящая статус коллегиальной, - самая большая в районе Стампаче. Она была построена в XVIII веке на месте менее крупного прихода XIII века. Здание оформлено в стиле барокко, по обе стороны от фасада расположены колокольни-близнецы. Внутреннее оформление заметно проще более древних соседей, зато объём внутреннего пространства сам по себе производит сильное впечатление.

Находится церковь на площади святой Реституты и открыта ежедневно с 10:00 до 13:00 и с 17:00 до 19:00.

Пляж Поэтто (Spiagga di Poetto)

Шестикилометровый пляж Поэтто - самый длинный во всей Италии и является неотъемлемой частью жизни каждого горожанина. Летом жизнь на нём кипит: повсюду царит атмосфера праздника, работают рестораны, бары и дискотеки. Особенно оживлена южная причальная часть пляжа, которую по аналогии с центральной набережной называют Маленькая Марина (Marina Piccola). Здесь в июле и августе помимо яхт-клуба функционирует кинотеатр под открытым небом.

Фото Thinkstock

Храм Богоматери на площади Бонария (Santuario di Nostra Signora di Bonaria)

В четырнадцатом веке Альфонсо Арагонский выстроил на холме Бонариа после победы над Никколо Пизани небольшую церковь в готическом каталонском стиле, посвященную святой троице и Деве Марии. История гласит, что 25 марта 1370 года на пляже перед церковью был найден таинственный ящик, сброшенный в море испанским парусным судном во время шторма. Монахам, ордену которых была подарена церковь, удалось поднять его и принести в собор; внутри они обнаружили статую Мадонны с младенцем, держащую горящую свечу. С тех пор церковь Богоматери Бонариа стала местом поклонения для паломников, а для хранения статуи был возведен гораздо больший храм, строительство которого продолжалось с 1704 по 1926 год. Храм Богоматери Бонариа является самым большим храмом на Сардинии. Обязательно посетите его и осмотрите произведения искусства, хранящиеся внутри.

Фото Thinkstock

Святилище открыто для посещения с 6:30 до 11:30 и с 17:30 до 19:30 с апреля по октябрь и с 6:30 до 11:30 и с 16:30 до 18:30 с ноября по март.

Ботанический сад (Orto Botanico)

Ботанический сад Кальяри - один из самых известных в Италии. Он был создан в XVIII-XIX веках на месте бывшей свалки. К началу XX столетия на 5 гектарах поселилось 400 видов растений со всего света, сегодня их - более 1000.

Ботанический сад расположен на простекте Сант-Игнацио (Viale Sant" Ignazio), он открыт с 8:30 до 19:30 с понедельника по субботу и с 8:30 до 13:30 в воскресенье с апреля по октябрь, а также с 8:30 до 13:30 с понедельника по субботу в период с ноября по март. Стоимость входного билета составляет 2 евро.

Королевский/вицекоролевский дворец (Palazzo Reale/Viceregio)

Цвет фасада Королевского дворца Кальяри лучше всего характеризуется определением «бледный», но именно это здание когда-то было резиденцией испанских королей Савойской династии, а сегодня здесь располагается правительство провинции, и в течение летнего сезона проводятся всевозможные концерты.

Королевский дворец расположен на площади Палаццо-иль-Кастелло (Piazza Palazzo Il Castello) и обычно закрыт для посещения. Доступ в него возможен только во время концертов и по предварительному запросу для организованных экскурсионных групп. Стоимость входного билета - 5 евро.

Базилика святого Сатурнино (Basilica di San Saturnino)

Эта базилика - самая старая из городских церквей. Она расположена в районе Вилланова и является одним из важнейших раннехристианских объектов Сардинии. Церковь возведена в V веке на месте захоронения римлянина Сатурнино, замеченного здесь в 304 году и позже причисленного к лику святых. Рядом с базиликой находится старинное кладбище.

Фото comune.cagliari.it

Древняя церковь расположена на площади святого Козимы, и доступ в неё ограничен из-за длительной реставрации самого здания и его окрестностей.

Римский амфитеатр (Anfiteatro romano)

Самый впечатляющий памятник Кальяри как по возрасту (II век), так и по масштабности. Хотя большая часть сооружения была разобрана для использования в качестве строительного материала для более поздних зданий, оно всё ещё довольно узнаваемо и популярно у любителей античности. Высокие трибуны за тысячелетия истории оказались наполовину погружёнными в скалу, в период своего расцвета они вмещали 10 тысяч зрителей, т.е. треть всей римской колонии. На протяжении летних месяцев восстановленная сцена амфитеатра принимает певцов и музыкантов.

Римский амфитеатр. Фото Thinkstock

Античная арена находится на простекте Сант-Игнацио (Viale Sant" Ignazio). Она открыта для посещения с 9:30 до 13:30 со вторника по субботу и с 9:30 до 13:30 и с 15:30 до 17:30 в воскресенье с апреля по октябрь, а также с 9:30 до 13:30 со вторника по субботу и с 10:00 до 13:00 в воскресенье с ноября по март.

Стоимость полного билета составляет 4,3 евро, для студентов и пенсионеров - 2,8 евро, для школьников и организованных групп - 2,2 евро, для детей до 6 лет - бесплатно.

Квартал Марина

Марина ди Кальяри - один из исторических районов города, где давным-давно располагались магазины и дома тех, кто работал в близлежащем порту. Сегодня это торговый район с модными магазинами, клубами и множеством ресторанов, где вы можете отведать блюда Кальяри и Сардинии. Прогуляйтесь в порту, если возможно, на закате, а затем пройдитесь под аркадами Via Roma, исследуйте узкие улицы Марина - и вы попадете в мир, который подарит вам множество приятных сюрпризов.

Колле-ди-Монте-Урпини

Холм, доминирующий над одноименным кварталом, является одним из самых красивых зеленых районов центра города, прекрасным парком, где можно отдохнуть и провести время среди тенистых зеленых деревьев и цветов. Отсюда открываются прекрасные виды на город, море и пляж Поэтто, а также пруды парка Молентаргиус. Хотите совет? Полюбуйтесь видом на Кальяри на закате, и вы будете поражены!

Парк Молентарджиус (Parco di Molentargius)

Парк Молентарджиус протяженностью около 1600 гектаров расположен в районе водно-болотных угодий. Здесь находится естественная среда обитания многочисленных водоплавающих птиц и различных видов животных, что очень удивительно, потому что парк расположен в нескольких шагах от центра города Кальяри.

В парке можно полюбоваться великолепной колонией розовых фламинго, ныне настоящим символом города, и, кроме прочего, парк Молентарджиус является просто великолепным местом для пеших и велосипедных прогулок среди зелени и тишины.

Розовые фламинго в парке Молентарджиус. Фото Thinkstock

Маршрут Каламоска - Селла-дель-Дьяволо

Этот короткий и несложный маршрут позволяет наслаждаться захватывающими видами и увидеть места повышенного натуралистического и историко-археологического интереса. Просто не отклоняйтесь от красивой тропы, которая приведет вас к мысу Селла дель Дьяволо, настоящей жемчужине залива Кальяри, с видом на пляж Poetto. Начните прогулку от городской площади, которая находится у пляжа Каламоска, гуляя, вы сможете увидеть прекрасные места, бирюзовое море и невероятные виды на залив. Вы также столкнетесь с останками крепости Второй мировой войны и Башней Святого Илии.

Где поесть в Кальяри?

Типичные блюда этой провинции Сардинии сформировались под сильным влиянием генуэзской и каталонской кухни и состоят, в первую очередь, из морепродуктов, приготовленных различными способами.

Среди рецептов этой земли рекомендуем попробовать fregula cun cocciula - вид кускуса с моллюсками, cocciula e cozzas a schiscionera - блюдо из моллюсков и мидий, фаршированных оливковым маслом, чесноком, петрушкой и панировочными сухарями, рыбный суп sa cassola, приготовленный с икрой кефали и тунцом, омары "Campidanese", сом под соусом "sa burrida" и жареная рыба с пряным кисло-сладким соусом, "scabbecciu".

Среди первых блюд - макаронных изделий - наиболее известными являются su mazzamurru, паста с помидорами и тертым хлебом, сардские клецки malloreddus, приправленные овощами и шафраном, и impanadas - типичное каталонское блюдо с овощами и фаршированным мясом.

Хотя рыба и всегда доминирует на столе на Сардинии, в ресторанах Кальяри нет недостатка в блюдах из мяса, таких как рагу из баранины или знаменитый жареный поросенок "porceddu".

Среди сладостей отметим pardulas, сладость на сырной основе, candelaus, с миндальной мукой и пряным ароматом апельсина, обжаренные равиоли seadas, покрытые медом и изюмом, а также печенье с изюмом, pabassinas.

В Кальяри нет и недостатка в винах - попробуйте Нурагус, Наско, Мальвазия, Джиро, Моника и Москато.

Отметим некоторые из ресторанов Кальяри, где вы можете попробовать традиционные блюда:

Траттория Дженнардженту (Trattoria Gennargentu)

Историческая траттория Дженнардженту расположена на улице Виа Сарденья, 60, где вы можете попробовать лучшие блюда кухни Сардинии, такие как рыбный суп, maccaruin с мидиями, цуккини и шафраном, cassulli с артишоками и боттарга.

Ресторан Даль Корсаро (Ristorante Dal Corsaro)

Элегантный семейный ресторан региональной сардской кухни находится на бульваре Viale Regina Margherita, 28.

Ресторан Манамана (Manàmanà Restaurant)

На площади Piazzetta Savoia находится ресторан Манамана, "интеллектуальный" ресторан, где, особенно в летнее время, вы можете насладиться ужином, слушая джазовые концерты.

Ресторан Флора (Ristorante Flora)

В старинном здании на улице Сассари, 45, находится этот ресторан народной традиционной кухни, где можно попробовать популярные блюда и вина Сардинии.

Праздники Кальяри

Кальяри - город, обьединивший под одной крышей традиции многочисленных культур, которые в течение столетий влияли на формирование образа жизни местного населения. Это бесценное наследие предков продолжают ревностно оберегать современные сарды. На протяжении всего года в Кальяри проходят множество интересных и ярких праздников, самыми известными и незабываемыми из которых являются День Сардинии и Праздник Святого Эфизио. Расскажем о них поподробнее

28 апреля - Sa Die de Са Sardigna (день Сардинии)

Начиная с 1993 года, каждое 28 апреля жители Кальяри празднуют "Sa Die de Са Sardigna", более известный как национальный праздник Сардинии.

Праздник обращается к историческому событию, произошедшему 28 апреля 1794 года, когда восстание населения Сардинии закончилось изгнанием вице-короля Балбиано и освобождению острова от господства Пьемонта.

Праздник вспоминает это событие, предлагая чрезвычайно интересную историческую реконструкцию. Вы увидите знаменитые исторические персонажи в париках и костюмах восемнадцатого века, а также битву и сцены, представляющие изгнание Савойского правителя, которые будут разворачиваться на ваших глазах в течение всего дня.

"Sa Die de Са Sardignа" заканчивается поздно вечером грандиозным концертом и фольклорными музыкальными шоу. В последнее время фестиваль был расширен и теперь он длится в течение нескольких дней. Одновременно праздники проходят и в других муниципалитетах - Санлури, Накао, Барисардо и Темпио.

1-4 мая - Праздник Святого Эфизио

Этот религиозный праздник отмечают на Сардинии уже более 350 лет. Праздник посвящен святому покровителю Кальяри, Сант-Эфизио. Эфизио при жизни был простой римский легионер, который в 305 году принял мученическую смерть, отказавшись отречься от христианской веры и убивать ее последователей. Умирая, Эфизио просил у неба защиты для своего города от всех напастей. Спустя несколько столетий Эфизио канонизировали и когда в 1656 году на Кальяри обрушилась чума, жители города обратились к Сант-Эфизио с молитвой и обетом устроить в честь святого памятный ритуал. Сант-Эфизио, согласно легенде, внял мольбам народа, который, в свою очередь, выполнил свое обещание. С тех пор в течение четырех дней весенний Кальяри погружается в праздничную атмосферу, а преданные верующие проводят шествия с факелами в честь Сант-Эфизио.

Праздник Сант-Эфизио. Фото Thinkstock

Шествие проходит по центральным улицам города, в нем участвуют местные жители, одетые в национальные костюмы, все они несут в руках факелы, а завершает длинную процессию золоченая колесница со статуей святого. Статую Сант-Эфизио перевозят в базилику города Нора, на место казни святого.

Кальяри (итал. Cagliari, сард. Casteddu, лат. Caralis ) - город в итальянском регионе Сардиния, административный центр провинции.

История

Ранняя история

Поселение на месте современного города Кальяри существовало с глубокой древности. Место на юге острова Сардиния, расположенное между морской бухтой и плодородной равниной, оказалось удобным для заселения. В 8 веке до н. э. финикийцы основали на этом месте колонию, которая получила название Каралис. Название поселения произошло от финикийского выражения «Кар Ваалис», что означает «Город Ваала». В конце 6 века до н. э. поселение перешло во владение Карфагенской республики. В 238 году до н. э. римляне захватили Сардинию. В годы Второй Пунической войны (218-201 годы до н. э.) в Каралисе располагалась резиденция римского военачальника Тита Манлия, который руководил оттуда операциями против карфагенского полководца Гампсикоры.

В годы Гражданской войны в Риме (49-45 годы до н. э.) жители Каралиса первоначально выступили на стороне Помпея Великого против Цезаря, однако позже перешли на сторону последнего. Когда в 40 году до н. э., в ходе войны Антония и Октавиана против помпеянцев, флотоводец Секста Помпея Менас высадился на Сардинии, город оказал ему сопротивление. Тем не менее, после недолгой осады Каралис был занят Менасом.

После Гражданских войн Каралис стал главным городом Сардинии, он получил статус муниципии, а его жители - права свободных римских граждан. Римляне изменили планировку города на прямоугольную, построили в Каралисе водопровод, площади и мощёные дороги.

В середине V века Сардиния была завоёвана вандалами. В 532 году византийский император Юстиниан присоединил остров к Восточной Римской империи. Город стал именоваться Каларис, вероятно, поскольку так удобнее произносить это название по-гречески. Каларис стал резиденцией имперского наместника Сардинии.

Юдикат Кальяри

В середине IX века Византия потеряла власть над Сардинией. На острове появилось четыре независимых общины, с севера на юг - Галлура, Логудоро, Арборея и Каларис, или Кальяри. Во главе общин стояли судьи. Впервые сведения об этих общинах появляются в грамоте папы Льва IV от 851 года. Сам город Кальяри переживает упадок. Часть жителей покинули город, основав поселение Санта-Игия к западу от Кальяри, разрушенное в 1257 году пизанцами. В 11 веке Сардиния регулярно подвергалась набегам арабов, которые хозяйничали на северном берегу Африки.

XI-XIII века

В эпоху Средневековья Кальяри располагался на оживлённом морском торговом пути между итальянскими городами-государствами и арабской Африкой. Поэтому в 13 веке началась борьба за обладание этим городом между Генуэзской и Пизанской торговыми республиками. В 1258 году верх одержала Пиза, установив свою власть над городом. Пизанские инженеры изменили облик города, выстроив мощные крепостные стены вокруг центральных кварталов Марина, Стампаче и Вилланова. Ещё раньше пизанцы построили в центре Кальяри крепость. С тех пор на языке сардов город Кальяри получил название Кастеддо, то есть замок. Безусловно, важный морской порт на пути между Италией и Африкой необходимо было защищать. Для усиления крепости в 1305 году была построена башня Сан-Панкрацио, а в 1307 году - Слоновья башня («дель Элефанте»). Причиной столь бурного строительства укреплений в Кальяри стали притязания арагонцев. Ещё в 1297 году папа Бонифаций VIII отписал Сардинию и Корсику в дар королю Хайме II Арагонскому (1291-1327). Безусловно, сам папа не владел этими территориями, тем не менее, считал себя вправе делать подобного рода политические подарки. В 1323 году арагонцы собрали флот и высадились в Сардинии. Мирный договор, подписанный в 1324 году, подвёл черту под эпохой пизанского владычества, Сардиния переходила под власть королевства Арагон. Кальяри становился столицей вице-королевства Сардиния в составе Арагона.

XIV-XVII века

Новые хозяева отменили законы пизанцев и начали вводить новые порядки. Вскоре все государственные должности в Сардинии оказались заняты выходцами из Арагона, Каталонии и Мальорки. В 1328 году вышел закон, согласно которому сардинцы изгонялись из крепости Кальяри, отныне местные жители не имели права там жить. Король Педро IV Церемонный (1336-1387) создал в Кальяри парламент по образцу барселонского. В него могли входить представители трёх сословий: рыцарства, духовенства и «дворянства мантии» (королевских чиновников). В действительности этот парламент не имел реальной власти, в большей степени Сардинией управлял сам король Арагона. В конце 15 века королевства Кастилия и Арагон объединились в одно государство - Испанию, которой досталась в приданое и Сардиния. После открытия Америки в 1492 году основные торговые морские пути устремились в Новый Свет, и значение Кальяри как торгового порта начало ослабевать.

XVIII век

Фламинго в Кальяри

В 1701 году в Европе разразилась война за Испанское наследство. В этой войне воевали Франция и Бавария против Священной Римской империи германской нации, Великобритании, Нидерландов и Савойского герцогства. Фактически спор шёл за то, какой королевский род будет править в Испании, французская династия Бурбонов или австрийская династия Габсбургов, правившая в Священной Римской империи. В ходе этой войны на карту были поставлены владения испанской короны. В Кальяри сформировались две группировки: одна поддерживала Габсбургов, другая - Бурбонов. В августе 1708 года англо-голландский флот подверг город бомбардировке, а после этого британцы заняли Кальяри без сопротивления. По условиям Утрехтского мира 1713 года, Сардиния переходила в руки австрийцев. Их владычество продолжалось до 1717 года, когда государственный министр Испании кардинал Альберони отправил к берегам Сардинии флот. Новое завоевание Сардинии испанцами продолжилось до 2 августа 1718 года, когда был заключён Лондонский мирный договор. По его условиям, Сардиния передавалась союзнику Габсбургов, савойскому герцогу Виктору-Амадею II. Объединившись в единое целое, Савойя, Пьемонт и Сардиния образовали королевство. Официально оно называлось Сардинским, однако часто его называли Пьемонтом, так как среди владений Савойского дома этот регион был наиболее развит. На бумаге столицей королевства был город Кальяри, однако на деле королевский двор и парламент располагались в Турине, столице Пьемонта.

В 1789 году во Франции произошла революция. Среди жителей Кальяри насчитывалось много единомышленников французских революционеров, однако большинство жителей Кальяри и всей Сардинии скептически относились к революционным переменам, к тому же традиционно почитаемая на Сардинии церковь активно распространяла антифранцузские настроения. Когда французский десант под командованием адмирала Трюге высадился 28 февраля 1793 года в Куарту (поселение близ Кальяри), французов уже ждали сардинские ополченцы под командованием Джироламо Питзоло. На поле Сан-Бартоломео состоялась битва, в ходе которой сардинцы взяли верх над французами и принудили их покинуть остров. Эта победа всколыхнула патриотические чувства местных жителей. В 1794 году представители сословий Сардинии встретились с королём Пьемонта Виктором-Амадеем III (1773-1796), потребовав от него включить представителей от Сардинии в Туринский парламент. Сторонам не удалось достичь соглашения. 28 апреля 1794 года в Кальяри началось антипьемонтское восстание. В этот день местные жители арестовали всех находившихся в городе пьемонтцев, препроводили их на корабль и заставили покинуть остров. С тех пор каждые последние выходные апреля жители острова празднуют «День Сардинии» в память об этом восстании. Вскоре правительство Пьемонта восстановило контроль над Сардинией, послав на подавление восстания нового вице-короля, маркиза Филиппо Вивальду.

8 декабря 1798 года новый король Пьемонта Карл Эммануил IV (1796-1802) бежал из своей страны в Ливорно от революционной французской армии, захватившей север Италии. Собрание сословий Сардинии послало на встречу с королём троих представителей, которые предложили ему переехать в Кальяри, где он мог бы не опасаться нападения французской армии. Король согласился на предложение сословий, и 3 марта 1799 августейшая семья прибыла в столицу Сардинии.

Новое и Новейшее время

В 1802 году Карл-Эммануил IV отрёкся от трона в пользу своего среднего брата, Виктора Эммануила I (1802-1821), а власть на острове Сардиния передал младшему брату Карлу Феликсу. При нём жители Сардинии страдали от недостатка продовольствия. В 1812 году в Кальяри начался голод. В 1814 году, после поражения Наполеона, Виктор Эммануил I смог возвратиться в Турин. Власть в Сардинии он передал своей жене Марии-Терезии. Однако через год Виктор-Эммануил I передал бразды правления в Кальяри своему брату Карлу-Феликсу. Его статуя стоит в наши дни в Кальяри, на площади Йенне. После отречения Виктора Эммануила I Карл-Феликс стал королём Пьемонта (1821-1831).

В 1847 году Генеральный совет Кальяри обратился к королю Карлу Альберту Савойскому (1831-1849) с просьбой включить сардов в состав Италии и даровать гражданам Сардинии права континентальных жителей страны. Тогда король подписал в Генуе Объединительный акт, согласно которому для Сардинии отменялись таможенные барьеры, на территорию острова распространялись гражданский и уголовный кодекс Пьемонта, а титул вице-короля Сардинии объявлялся упразднённым. В ходе объединения Италии (1859-1870) Сардиния стала частью единого королевства.

30 декабря 1860 года король Виктор Эммануил II (1849-1878) подписал указ, согласно которому Кальяри вычёркивался из списка крепостей Италии. Перед городскими властями встал вопрос: что делать с городскими стенами? В результате было принято соломоново решение: стены, опоясывавшие кварталы Марина, Стампаче и Вилланова, были снесены, а крепость Кальяри была сохранена.

Конец XIX - начало XX века ознаменованы деятельностью амбициозного мэра Кальяри Оттоне Бакареда. Он поощрял строительство, и в эти годы город приобрёл современный облик. В годы фашистского режима в Италии (1922-1943) в Кальяри были разогнаны штаб-квартиры конкурирующих партий, а оппозиционерам, как например, Эмилио Луссу, пришлось отправиться в эмиграцию. В то же время, в эти годы многое делалось для строительства и благоустройства города. Фашистский мэр Кальяри, юрист Энрико Эндрих привлёк горожан к участию во всеитальянском движении «piccone risanatore»; это замысловатое выражение можно перевести как «исцеляющая кирка». Это движение ставило целью перестраивать и благоустраивать старинные города.

В годы Второй мировой войны (1939-1945) Кальяри неоднократно подвергался бомбардировке авиации союзников. В феврале 1943 года, после очередного налёта, многие жители переехали из города в горные селения. После того, как в сентябре 1943 года фашистская Италия капитулировала, Сардинию заняли части нацистского вермахта. Однако, вскоре они ушли, избрав в качестве стратегии накапливание сил на территории континентальной Италии. После этого Сардинию заняли американские войска. Аэродромы на острове имеют важное стратегическое значение, поскольку отсюда можно оперативно перебросить военно-воздушные силы на континент, в Сицилию или в Северную Африку. Именно поэтому и в наши дни в Сардинии размещаются военные базы НАТО.

В 1949 году Кальяри был провозглашён столицей Автономного округа Сардиния Итальянской республики.