Центр современного Дрездена представляет собой странное зрелище – бессистемно раскиданные разномастные здания, большие пустыри, плохо организованные площади, по сути являющиеся теми же пустырями.


Нет, конечно, восстановлены знаменитые дрезденские постройки: Цвингер, королевский дворец, Брюльская терраса, вот даже спустя 60 лет – Frauenkirche. Но это капля в море большого города.


Глядя на центр Дрездена, задаешься вопросом: а существовал ли хоть какой-нибудь послевоенный градостроительный план? участвовали ли, вообще, в этой стихийной застройке архитекторы? зачем так истерзали тело города, сломав историческую сетку улиц?


А ведь Дрезден был одним из красивейших городов Германии. Был. До 13 февраля 1945 года.


У нас дома есть удивительные DVD-фильмы «Старый Дрезден из окна трамвая». Уж не знаем, для каких целей они предназначались, но сохранились архивные кинопленки со съемками дрезденских улиц, сделанные в 1920-х годах из кабины вагоновожатого на нескольких трамвайных маршрутах, причем на протяжении всей трассы от начальной точки маршрута до конечной остановки.


Только представьте себе, вы сидите в трамвае, а мимо проплывают неширокие людные улицы с плотной многоэтажной застройкой, бульвары, нарядные площади…


Воодушевившись увиденным в фильмах, мы сделали попытку отыскать хоть какие-нибудь крохи и, призвав на помощь фантазию, совершить прогулку по несуществующему Дрездену.


Эпоха грюндерства в Германии сопровождалась строительным бумом. Как грибы после дождя появлялись общественные здания, банки, церкви, доходные дома. Солидные и крепкие, перегруженные декором и скульптурой, они продолжили традиции существующей в городе ренессансно-барочной архитектуры.


В районе Aussere Neustadt сохранился образец комплексной застройки площади Martin-Luther-Platz (1879-98 г.г., Ernst Giese & Bernhard Paul Weidner). В центре площади размером 75х160 м в скверике возвышается церковь Мартина Лютера / Martin-Luther-Kirche.




По периметру площади плечом к плечу стоят 4-х и 5-этажные жилые дома.





В принципе, кварталы эпохи грюндерства Дрездена не сильно отличаются от аналогичных во многих европейских городах.















Недалеко от площади есть улица Bautzner-Strasse / Баутцнер-штрассе.






В одном из домов этой улицы находится знаменитый «Молочный магазин братьев Пфунд», основанный в 1891 г. и сохранивший вид, который он получил в 1910 г. В 1997 г. магазин занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «лучший и красивейший молочный магазин мира».



И это не случайно. Только представьте себе интерьер с 250 (!!!) квадратных метров расписанной вручную плитки производства Villeroy & Boch!


Одно плохо – в магазине не приветствуется фотографирование, а потому в нашем архиве есть только один снимок с улицы и пара кадров внутри.







Даже уличная арка, ведущая во двор, тоже отделана плиткой.






Для иллюстрации удивительных интерьеров молочной Пфунд приведем несколько фотографий из купленной брошюрки.




Во время реставрационных работ:




Так выглядели почти пустые прилавки во время экономического кризиса в ГДР в середине 70-х.




А так выглядит эта молочная сегодня.





Детали интерьера:




















В те же 1870-1880-е годы строится престижный район вилл, так называемый «Швейцарский квартал», остатки которого можно разыскать среди дрезденских «хрущевок» (Leubnitzer Strasse, Altenzeller Strasse).























Когда-то в этом солидном районе находились и дипломатические резиденции.


Бывшее здание Российской дипмиссии (Lucasstrasse, 6) построено в 1897 году (арх. Ludwig Wilhelm Lippold).




В нескольких минутах ходьбы от нее стоит Русская православная церковь (Fritz-Löffler-Strasse, 19). Храм построил в 1872-74 г.г. архитектор Harald Julius von Bosse, он же Гаральд Эрнестович Боссе, оставивший значительный след в архитектуре Санкт-Петербурга.



До Второй мировой войны в этом районе были еще англиканская и американская церкви, но восстановили, по понятным соображениям, только русскую. Правда сейчас она оказалась стоящей на «островке» посреди широкой автомобильной магистрали.


А вот евангелическую церковь Св. Луки / Lucaskirche (Lucasplatz, 1891 г., арх. Georg Weidenbach) в 1960-е годы восстановили в упрощенном виде.





Рядом с церковью Св. Луки находится странный объект – полуразрушенные внешние стены, крыши нет, внутри лес деревьев, а на стене – знак памятника архитектуры…











Впрочем, нашего человека таким состоянием памятника не удивишь!


К началу 20-го века Дрезден обзавелся новыми вокзалами. На месте Богемского вокзала появился монументальный Главный вокзал / Hauptbahnhof (1892-97 г.г., арх. Ernst Giese, Paul Weidner).






Внушительный фасад из песчаника венчает стеклянный купол.








Наверху – скульптурная группа «Саксония».




Сбоку к зданию вокзала примыкал Королевский павильон, позже переоборудованный под кинотеатр.






На месте Силезского вокзала выросло здание вокзала Нойштадт / Bahnhof Neustadt (Schlesischer Platz, 1, 1898-1901 г.г., арх. Osmar Dürichen).




Кстати, оба вокзала были и остаются сквозными. Чтобы железнодорожные пути не стали препятствием для уличного движения и трамваев, рельсы уложены на высоких виадуках.




Рядом с вокзалом Нойштадт сохранился металлический виадук - ровесник вокзала.


В 1899 году в дрезденском районе Нойштадт на месте военных казарм появился Крытый рынок / Markthalle Neustadt (Ritterstrasse/Metzer Strasse, арх. Edmund Bräter). Здание отреставрировано в 2000 г.





















На другом берегу Эльбы, у моста Мариенбрюкке / Marienbruecke, находятся построенные в 1907 г. здания производства и складов Табачной фабрики «Йенидце» / Jenidze (Weißeritzstr., 3, арх. Hermann Martin Hammitzsch). Сегодня здесь размещается отель, а в стеклянном куполе устраиваются концерты чтецов сказок!























Фрагмент ограды:



Вход с внутреннего двора:





Оформление входов в здание с улицы:












Окна на разных этажах – разные.




Во второй половине 19-го века началось активное строительство зданий для правительственных и муниципальных учреждений.


Министерство финансов (Carolaplatz, 1, 1890-94 г.г., арх. Otto Wanckel):




























Государственная канцелярия (Archivstrasse, 1, 1900-04 г.г., арх. Edmund Waldow, Heinrich Tscharmann):












Здание Полицейского управления (Schießgasse, 7, 1895-1900 г.г., арх. Julius Temper):













С фасада над входом в здание на пешеходов смотрят три персонажа.








Особенно впечатляет третий персонаж …




Новая Ратуша / Neues Rathaus (Dr.- Külz-Ring, 1905-1910 г.г., арх. Karl Roth, Edmund Bräter):





Комплекс Главного государственного архива / Hauptstaatsarchiv (Archivstrasse, 14, 1911-1915 г.г., арх. Ottomar Reichelt, Heinrich Koch) состоит из трёх зданий: хранилища, архивного управления и входного павильона.






Архивное управление и входной павильон - типичные представители эклектичного стиля.





А вот самое замечательное из всего комплекса здание хранилища – это уже порождение новых архитектурных тенденций.




Необычная форма здания обусловлена пятиугольным участком, отведенным для строительства.




Четкое вертикальное деление фасадов, широкие ленты окон, минималистский декор придают постройке основательность, но без ощущения тяжеловесности.





Пожарная часть «Нойштадт» / Feuerwache Neustadt (Louisenstrasse, 16, 1916 г., арх. Hans Erlwein) представляет собой длинное симметричное здание с двумя ризалитами и невысокой каланчой на крыше.







Между арками первого этажа медальоны с изображениями Молнии, Ветра, Воды, Стража и Поджигателя.










На фронтоне ризалитов барельефы «Пожар» и «Засуха».




Задний фасад здания пожарной части, выходящий на параллельную улицу, выглядит совсем скромно.





Построенный в 1911-13 г.г. Драматический театр / Schauspielhaus (Theaterstrasse, 2, арх. William Lossow, Hans Max Kühne) мало напоминает пышную Оперу: гладкие оштукатуренные стены плюс немного скульптуры.






Судя по сохранившимся или восстановленным дрезденским зданиям конца 19 – начала 20 в.в., излюбленными направлениями были необарокко и неоренессанс. Встреча с представителями саксонского югендштиля в районе Äußere Neustadt оказалась полной неожиданностью.



Три соседних доходных дома (Katharinenstrasse, 1,3,5) построил в 1902-03 г.г. один и тот же архитектор Friedrich Wilhelm Hertzsch.


Дом №1:

























Дом №3:









Дом № 5:



























Потом была обнаружена вилла с декором в стиле югенд (Zeunerstrasse, 82/84).
















Эта вилла стоит среди остатков построенного в начале 20-го века района малоэтажной застройки.





После Первой мировой войны буйство дрезденского архитектурного декора было укрощено, изобилие сменилось минимализмом. Эти изменения отчетливо прослеживаются в комплексе зданий Дрезденского Технического университета.




Огромный, похожий на замок корпус Георга Шуманна / Georg-Schumann-Bau (Münchner Platz, 1-3, 1902-1907 г.г., арх. Oskar Kramer) изначально был построен для Земельного суда, а университету отошел уже во времена ГДР.











Тоже совсем не маленький корпус Байера / Beyer-Bau (Georg-Bähr-Strasse, 1) построен в 1910-1913 г.г. Мартином Дюльфером (Martin Dülfer).






На фасаде облицовочный кирпич чередуется с цветным песчаником.






«Объемные» («гранёные») окна:



Скульптура:






Завершает здание высокая башня обсерватории.









Честно говоря, мы специально отправились к Техническому университету, чтобы посмотреть работы Мартина Дюльфера дрезденского периода. До этого нам были хорошо известны его мюнхенские постройки.


Мартин Дюльфер / Martin Dülfer , ведущий и очень успешный архитектор мюнхенского югендштиля, в 1906 году переехал в Дрезден, где возглавил кафедру Высшего Технического училища (так раньше назывался Технический университет). Архитектор скончался в Дрездене в 1942 году в возрасте 83 лет. Его вдова погибла во время бомбежки в феврале 1945 года, тогда же сгорел и весь личный архив архитектора, его проекты и чертежи.


Корпус Фритца Фёрстера / Fritz-Förster-Bau (Mommsenstrasse, 6) построен в 1917-1926 г.г. тем же Мартином Дюльфером, а кажется, что совсем другим человеком.






Здание имеет строгие геометрические формы.



Фасад, расчлененный лопатками, облицован клинкерным кирпичом.







Скромные украшения в виде «плетенок» из кирпича.




И только извилистый орнамент напоминает о былом увлечении архитектора модерном.





Хороший образец дрезденской архитектуры 1920-х годов – «Городской Совет на Театральной улице» / Stadthaus Theaterstrasse (Theaterstrasse, 11-13, 1922-23 г.г., арх. Ludwig Wirth) - закругленное шестиэтажное здание, облицованное темным искусственным камнем.






Первый дрезденский «бизнес-центр» - Hochhaus (Albert-Platz, 2a, арх. Hermann Paulick) – возведен в 1929 году.




Одно из лучших дрезденских зданий этого периода – Немецкий музей гигиены / Deutsches Hygiene-Museum (Lingnerplatz, 1, 1928-30 г.г., арх. Wilhelm Kreis).










Хотя все эти постройки разрознены и разбросаны, все же они дают представление о том, как выглядел Дрезден до февраля 1945 года – большой, богатый, хорошо обустроенный город, за несколько часов превратившийся в ничто …


К сожалению, восстать из пепла Дрездену так и не удалось. Какие-то градостроительные планы в 1950-е годы всё-таки были, даже началась их реализация.


В 1952 году перед архитекторами была поставлена задача создания обширной площади для демонстраций. Выбор пал на старейшую площадь Дрездена Altmarkt / Старый Рынок. Площадь увеличили в три раза, в результате чего с карты города исчезли прилегающие к ней улицы.


Вдоль западной и восточной сторон площади построили семиэтажные жилые дома с магазинами и ресторанами в нижних этажах (Altmarkt, 1953-56 г.г., арх. Herbert Schneider, Johannes Rascher).







Западную сторону площади замыкает бывшее здание универмага «Центрум» / “Centrum” (Altmarkt, 25, 1956 г., арх. Alexander Künzer).






На северной стороне площади предполагалось строительство высотки по типу московской, но проект осуществлен не был.



На её месте в 1962-69 г.г. появился Дворец Культуры / Kulturpalast (Schloßstrasse, 2, арх. Wolfgang Hänsch, Herbert Löschau, Heinz Zimmermann), компактое здание из стекла и бетона.




На фасаде, обращенном к Schloßstrasse, большое панно «Путь кумачового стяга» / “Weg der roten Fahne”.












Южная сторона площади оставалась незастроенной до 2000-х годов.


На месте узкой улицы, проходящей через центр города с запада на восток, проложили широкую магистраль (Wilsdruffer Strasse). Видимо, на этой улице планировалось создание единого ансамбля, но успели застроить всего несколько участков, а остальное бросили на произвол судьбы.




В разных частях города в 1950-е годы появилось несколько неплохих по архитектуре зданий. Например, Высшее училище техники и экономики, бывшее Высшее училище транспорта (Friedrich-List-Platz, 1, 1954-60 г.г., арх. Richard Paulik, Friedrich Wilhelm Wurm).








Но «погоды» в городе они не сделали.


Кстати, на площади Albert-Platz сохранился еще один свидетель той эпохи – павильон-остановка.




В 1960-е годы сделали еще одну попытку создать парадный ансамбль, обустроив торгово-пешеходную улицу – Prager Strasse / Пражская.



Когда-то это была самая нарядная улица Дрездена: красивые дома, дорогие модные магазины, изысканные кафе. Сейчас по одной стороне торцом к улице стоят три панельных здания отелей. Между ними – низкие «стекляшки» с магазинами и заведениями общепита.




По другой стороне на 240 метров протянулся кажущийся бесконечным монотонный 12-этажный жилой дом.





Слегка оживляет пейзаж фонтан.



Весьма неординарное здание на Prager Strasse – Круглый кинотеатр / Rundkino (1970-72 г.г., арх. Gerhard Landgraf, Waltraud Heischkel), оказавшийся в результате нового строительного ажиотажа на полузадворках.






Круглая ротонда диаметром 50 метров и высотой 20 метров вносит приятное разнообразие в мир прямых углов. Первый этаж здания – стеклянный. На уровне второго этажа – навесной орнамент из металлического профиля.




Верх здания напоминает зебру – светлые полосы из белого эмалированного металла чередуются с темной поверхностью стен, оптически увеличивая высоту здания.


Увы, одно здание вид улицы не спасает...


В 2010-х в ансамбль Prager Strasse очень удачно вписался комплекс зданий торговой галереи "Centrum".




В 1970-е и 1980-е дрезденские архитекторы и строители, вообще, кажется, пустились во все тяжкие.




Потом грянуло объединение двух Германий, и созданные на волне хлынувшего в Дрезден капитала новостройки 1990-х и 2000-х внесли еще больший хаос.



Результат плачевен - пока Дрезден остается абсолютно безликим городом. «Король умер». И пока нет никакой надежды когда-нибудь продолжить: «Да здравствует Король!»

Дрезден – столица Саксонии и город с населением 536 000 человек. Общественный транспорт в городе хорошо развит и включает в себя трамвай, автобус и электричку. В этой статье вы узнаете как пользоваться общественным транспортом Дрездена, сколько стоит проезд и наглядно увидите карты трамвайных и автобусных маршрутов

Ниже вы видите тарифные зоны Дрездена. Стоимость проезда зависит от того, в какой зоне вы перемещаетесь. Если вы будете ездить только по Дрездену, то вам понадобится информация про зону 10, про остальное даже не думайте.

Стоимость проезда в Дрездене

Все цены в таблице ниже указаны указаны на проезд в пределах одной зоны 10 (центральная часть Дрездена). Стоимость билетов для двух других зон уточняйте на сайте общественного транспорта Дрездена.

  • Билет на одну поездку (Einzelfahrt ): взрослый билет € 2,30, детский билет € 1,60.
  • Проездной на 1 день (Tageskarte ): взрослый билет € 6,00, детский билет € 5,00.
  • Групповой проездной на 1 день (максимум 4 человека) (Kleingruppenkarte ): € 15,00.
  • Семейный проездной на 1 день (2 взрослые и 5 детей) (Familientageskarte ): € 9,00.
  • Проездной на 1 неделю: взрослый проездной € 21,00, детский проездной € 16,00.
  • Проездной на 1 месяц: взрослый проездной € 59, детский проездной € 44,30.
  • Проездной на 1 год: взрослый проездной € 565,80, детский проездной € 424,20.

Билет на одну поездку Einzelfahrt дает вам право проезда на 1 час, в течение этого времени вы можете делать хоть сколько пересадок на любой вид транспорта. Билет действителен только после того, как вы его прокомпостировали в специальном автомате, компостировать нужно все типы билетов. Если вы не оплатите проезд, то вас ждет штраф в размере € 60, причем контролеры никогда не войдут в ваше положение, если вы не поняли, как покупать билет или купили не тот билет, штраф будет выписан в любом случае.

Где купить билеты

Билеты на проезд продаются в билетных автоматах на 145 остановках, 50 из этих автоматов принимают кредитные карты и наличные, в остальных автоматах можно расплатиться только наличными. Во всех трамваях установлены автоматы по продаже билетов, в некоторых можно расплатиться только мелочью, также в этих автоматах продаются не все типы билетов, обычно можно купить только билет на одну поездку или проездной на день.

В автобусе билет можно купить у водителя.

Кроме того, билеты продаются во многих отелях, в табачных и газетных киосках. Просто подойдите к продавцу и спросите: можно ли у вас купить билет на автобус: «Kann Ich hier Busticket kaufen?».

На официальном сайте общественного транспорта Дрездена Dvb.de вы можете скачать актуальные карты трамваев, электричек. На сайте вы узнаете цену на все типы билетов для всех зон, расписание всех маршрутов, сможете проложить оптимальный маршрут из пункта А в пункт Б и даже узнать основную информацию про главные достопримечательности Дрездена. На скриншоте ниже вы видите? как я проложил маршрут от Главного железнодорожного вокзала Дрездена до остановки Bautzner Straße / Rothenburger Straße, сайт выдал информацию о том, на какой трамвай необходимо сесть, где выйти и сколько времени займет дорога.

Самый главный и удобный вид транспорта в Дрездене – это трамвай. Первые трамваи появились в Дрездене аж в 1872 году, и в настоящее время в городе отлично развита трамвайная маршрутная сесть, которая состоит из 13 маршрутов, 154 трамвайных остановок, 210 километров путей. Трамвайный парк Дрездена составляют в основном современные трамваи Flexity Classic Bombardier.

Протяженность маршрутов составляет от 11 до 38 км. Время в пути на различных маршрутах между конечными пунктами варьируется от 35 до 80 минут. В зависимости от маршрута трамваи ездят примерно с 4 утра до полуночи с интервалами 3-15 минут. В выходные и праздничные дни интервалы движения транспорта увеличиваются. Некоторые трамвайные маршруты ездят круглосуточно.

Почти на каждой трамвайной и автобусной остановке вы можете найти автомат по продаже билетов, номера маршрутов, расписание движения транспорта, карту города и иногда электронное табло, которое показывает время приезда трамвая определенного маршрута.

На карте ниже вы видите все трамвайные маршруты Дрездена, некоторые важные автобусные маршруты и схему электричек, которые довезут вас до пригорода.

При выборе отеля в Дрездене учитывайте его удобное расположение до основных достопримечательностей, магазинов и трамвайных линий. Я бы советовал селиться где-нибудь недалеко от трамвайной остановки Altmarkt, например, в хорошем четырехзвездочном отеле Steigenberger Hotel de Saxe или в отеле недалеко от главного вокзала Дрездена Pullman Dresden Newa .

Почти в любую часть города можно доехать на трамвае, но в городе есть отдаленные районы, до которых можно добраться на автобусе. Автобусная сеть Дрездена состоит из 27 маршрутов. В автобусной сети довольно легко разобраться, на каждой автобусной остановке вы найдете ту же информацию, что и на трамвайной. В городе есть как дневные, так и ночные автобусные маршруты. Дневные курсируют примерно с 4 утра до 22.00, с интервалами примерно 10-15 минут, которые зависят от времени суток и дня недели. Автобусы в Дрездене новые и современные.

Водный транспорт

В Дрездене развита паромная переправа через Эльбу по следующим маршрутам: Johannstadt – Neustadt, Niederpoyritz – Laubegast, Kleinzschachwitz – Pillnitz.

Стоимость проезда в одну сторону: взрослый билет € 1,50, детский билет € 1,00. Туда-обратно: взрослый билет € 2,00, детский билет € 1,50. Время переправы занимает всего лишь 3 минуты.

Фуникулер

Не все знают, что на Дрезден можно полюбоваться с интересных смотровых площадок, на которые вас доставит фуникулер. Обзорные площадки находятся на высоте 647 метров и 274 метра. Фуникулеры в районе Лошвиц (Loschwitz) работают уже 100 лет. Schwebebahn 274 метр а – это один из интересных типов фуникулера, а именно подвесная дорога, фактически это монорельс, но вагон ездит под рельсом. Standseilbahn 647 метров – это классический фуникулер, открытый ещё в 1895 году.

  • Цена билета на фуникулер в одну сторону: взрослый билет € 4,00, детский билет € 2,60.
  • Цена билета на фуникулер туда-обратно: взрослый билет € 6,00, детский билет € 3,00.

Электрички и вокзалы

В Дрездене, как и в других городах Германии, развита сеть наземных поездов – электричек. Т.е. по городу можно передвигаться на поездах. К электричкам относится три маршрута: S1, S2 и S3. Запомните, в Германии электрички (пригородные поезда) всегда обозначаются буквой S. В Дрездене и в пригородах вы найдете примерно 47 остановок. В пределах Дрездена можно передвигаться по обычным билетам, если едете в другой город, то покупайте билеты лучше в железнодорожных кассах или в автоматах на жд вокзалах.

Главный вокзал Дрездена (Dresden HBF или Dresden Dresden Hauptbahnhof) – это самый крупный хаб общественного транспорта Дрездена. Через него проходят множество основных трамвайных и автобусных маршрутов. На этот вокзал приезжают поезда со всей Европы и Германии, например, поезда из Берлина, Праги, Вены, Нюрнберга. Также к этому вокзалу приезжают международные автобусы, в том числе автобусы из Праги, Берлина .

Хочу сразу предупредить, что билеты на автобусные международные направления вам обойдутся гораздо дешевле, чем на поезд. Билеты на автобусы по всей Европе можно купить на сайте . На сайте сравниваются цены на билеты у всех компаний по одинаковым направлениям и вам не нужно тратить время на поиски нужной автобусной компании. Сайт на русском языке, оплату можно производить картой в любой валюте: Евро, чешские кроны, рубли и гривны. Цены на билеты на Infobus такие же, как на официальных сайтах автобусных компаний, вы не переплатите ни копейки. Учтите, что на популярные направления дешевые билеты разбирают очень быстро, особенно летом, поэтому не откладывайте покупку.

Такси в Дрездене

Такси входят в транспортную систему Дрездена. Такси может ездить по специальным выделенным полосам для автобусов. При поездках на такси стоить учитывать:

  • По телефону заказывать такси дороже, т.к. вам нужно будет заплатить за платный разговор.
  • Большинство такси можно заказать только на немецком языке.
  • При расчете называемая таксистом сумма должна совпасть с суммой на счётчике, вам должны выдать чек и сдачу.
  • В такси лучше садиться в специально отведенных для стоянки такси местах с соответствующим обозначением TAXI, хоть они не всегда расположены в удобном месте.

Информация о стоимости проезда на такси в Дрездене. Цена на проезд в такси не зависит от количества пассажиров, а зависит от времени суток и от количества пробок в городе. Стоимость посадки: € 2,8. Цена проезда за 1 км: € 1,5 — € 2,0.

Также учтите, что счетчик в такси будет насчитывать плату при простое в пробке, на светофорах и любой другой остановке.

За четыре года жизни в Дрездене я исходил пешком этот город вдоль и поперек. Но особо запоминающимися для меня всегда были мои ночные прогулки. Когда с наступлением темноты город зажигает свои огни, а с улиц исчезают люди и машины, мир вокруг превращается в роскошные декорации, которые каждый волен заполнить одному ему понятными образами и смыслом. Именно в это время суток, можно почувствовать себя с городом один на один и раствориться в его безлюдных лабиринтах.


01. Очередная летняя ночь в Дрездене. Город сияет миллионами огней и подсвеченными, устремленными в небо силуэтами высоток..

02. Из окна моей комнаты открывается вид на один из центральных спальных районов города, который с наступлением темноты становится спальным в буквальном смысле слова. На небо желтым фонарем выплыла луна.

03. Еще один вид из окна. Эту фотографию я сделал одной грозовой ночью, когда ловил молнии в объектив. На снимке ночь, просто молнии в гуще облаков так их подсвечивают, что видимость как вечером.

04. Тот же вид из окна в одну из ночей, когда город заволокло туманом.

05. С балкона на кухне нашего общежития открывался красивый вид на главную транспортную артерию Дрездена. Вдали видны шпили старого города и белой точкой сияет циферблат часов башни ратуши. Сама башня черная и не подсвечивается, поэтому на снимке она слилась с темным небом и ее не видно.

06. Тот же вид в туман.

Этой теплой летней ночью я выхожу на очередную прогулку по центру города, которая принесет мне очередную порцию вдохновения, позитивных эмоций и приятных мыслей. В плеере играет любимая музыка, в сумке на плече фотоаппарат. Гулять иду налегке без штатива, снимать буду с рук и неважно, что качество будет не то, главное, это словить атмосферу, ауру города и постараться ее запечатлить.

07. На фото мой дом - общежитие, в котором я прожил четыре счастливых года своей студенческой жизни.

08. Сразу через дорогу от общежития находится трамвайная остановка, через которую проходит половина городских трамвайных маршрутов, за остановкой возвышается футуристическое здание кинотеатра UFA Palast, напоминающее с этой стороны корабль.

09. Главная торговая улица города Prager Straße, соединяющая вокзал и исторический центр города. Днем тут бурлит человеческий поток, который полностью иссякает к десяти вечера - время, когда закрывается последний торговый центр.

10. За что я люблю Дрезден - так это за разнообразие его районов и их стилистическую целостность. Если старый город - то вокруг целостная историческая застройка, если советский проспект - то вокруг чистая эстетика ГДР.

11. Есть в Дрездене и такие футуристические пейзажи.

12. Входной портал, ведущий в здание кинотеатра.

13. Альтмаркт - самая крупная площадь Дрездена, на которой проходят сезонные ярмарки и блошиные рынки, а также одна из самых знаменитых в Германии рождественских ярмарок Штрицельмаркт.

14. К площади примыкает очень уютный райончик кабачков и кафешек с ГДР-овской застройкой.

15. Прекрасный пример того, насколько уютным может быть район панельных хрущевок, если его благоустроить с душой и стилем. Люблю это место в Дрездене.

16. Желтые дрезденские трамваи уже давно являются неотъемлемой частью городского пейзажа.

17. На фото ГДР-овское наследие - расположенный в самом центре города Дрезденский дворец культуры. Может в этом архитектурном стиле есть своя красота и изящество, но я всегда считал подобные здания уродливыми. Тем более, что дворец культуры вплотную примыкает к старому городу и совершенно не вписывается в общее архитектурное окружение, диссонируя с ним.

18. Еще один любимый мною дрезденский уголок - площадь Ноймаркт. Слева на фотографии здание дрезденского музея транспорта , за ним комплекс новодельных отелей, и справа на фото главный символ города - Фрауэнкирхе, возрожденная из руин, как и сам Дрезден. Это самый оживленный уголок старого города, даже ночью тут гуляют прохожие.

19. Несмотря на то, что большая часть зданий в этой части города является новоделом, смотрится восстановленный старый город прекрасно и атмосферно. Лучше такой новодел, создающий целостный и антуражный архитектурный ансамбль, чем современные здания из стекла.

20. Ныряю под арку и продолжаю свою прогулку по старому городу. Днем эти улицы кишат туристами, тут царит оживление и шум, а ближе к полночи можно пройти старый город насквозь и не встретить ни одного человека.

21. Сколько подошв стоптал я о мостовую этих районов во время моих ночных прогулок - не сосчитать. Мои прогулки по ночным улицам старого города с плеером в ушах всегда заряжали меня вдохновением и творческой энергией в минуты радости, и утешали и лечили душу в минуты печали. Всегда, когда мне было грустно и тяжело на душе, я включал любимую музыку в плеере и часами бродил по этим улицам и печаль уходила прочь. Город всегда был моим лучшим антидепрессантом.

22. Дома на правой стороне улицы построили совсем недавно, всего несколько лет назад. Когда я переехал жить в Дрезден, на их месте был пустырь. Замечательно, что их построили в ретро-стиле и вписали в общий антураж, благодаря чему эта улочка сохранила свою волшебную атмосферу и уют.

23. Дрезденские фонари - это поэззия!

24. Это волшебство!

25. Если присмотреться, можно заметить, какую интересную тень отбрасывают фонари на мостовую.

26. Покидаю эту часть старого города и направляюсь к реке.

27. Городская набережная - это еще одно место, где я очень люблю гулять. Редко какая моя прогулка по вечернему городу обходилась без обязательного посещения той его части, что примыкает к реке.

28. Вид с моста на старый город.

29. Наверное, самый знаменитый открыточный вид Дрездена.

30. Спустился к воде, чтобы сделать парочку кадров этой красоты на выдержке, соорудив из камней импровизированный штатив.

31. Еще какое-то время я гуляю неспешно у воды и любуюсь старым городом в ночной подсветке под музыку любимой группы Kitchen Records.

32. Золотой всадник.

33. Еще один вид на старый город со стороны.

34. Фотография расплылась, но в ней есть настроение и атмосфера, нравится мне этот снимок.

35. Рассказ о прогулке по старому городу был бы не полным без еще одного антуражного места - театральной площади.

36. Аристократичная и великолепная опера Земпера.

37. Фонари на театральной площади.

38. Длинющий дрезденский трамвай.

39. Еще одно прекрасное место для вечерних прогулок - терасса Брюля.

40. Это место очень популярно у туристов и днем тут не протолкнуться. Ночью же здесь гулять сплошное удовольствие.

41. По улочкам старого города можно бродить бесконечно, тут рай для перфекциониста и эстета.

42. Не могу не добавить в этот пост парочку классических фотографий городской набережной. Хоть эти два снимка и были сделаны во время другой моей прогулки.

43. Можно печатать открытки.

Ну и в завершении этого поста еще несколько фотографий, снятых в разное время из окна моей комнаты. Следующие несколько снимков были сделаны мною во время грозы. Это был мой первый опыт ловли молний в объектив и самое лучшее из того, что удалось словить, вы видите на этих снимках.

44. На этой фотографии на самом деле ночь, просто вспышка молнии так подсветила окружающий пейзаж.

45. Еще парочка молний.

46. Мой самый удачный кадр с той охоты на молнии.

47. Вид на соседнее общежитие-близнец из моего окна в ту грозовую ночь.

48. Тот же вид, но уже утром другого дня. На горизонте медленно загорается заря.

49. Этой фотографией рассвета пожалуй и завершу этот ночной пост.

June 26th, 2012

На сегодняшний день нет более экологичного, бесшумного и удобного вида городского транспорта, чем трамвай. Трамвайные линии и бегущие по ним вагончики трамваев украсят и добавят атмосферы любому городу. В трамвай я влюблен еще с бессознательного возраста. Когда в конце 80-х мы с родителями жили в Шверине, прямо под окном нашего балкона проходила трамвайная линия по которой бегали красные чешские "Татры", распространенные в странах социалистического лагеря. Родители рассказывали, что я при их виде приходил в дикий восторг и оживление, показывал на трамвайчики пальцем и кричал: "вазя!"

Мне повезло жить в городе, в котором трамваи являются неотъемлемой частью городского пейзажа и сегодня я расскажу об истории трамваев Дрездена а также покажу фотографии с посещения дрезденского трамвайного музея.


История трамваев Дрездена берет свое начало 26 сентября 1872 года, когда в Дрездене была открыта первая конно-железная городская дорога, соединившая одну из площадей в центре города Pirnaischen Platz с зажиточным районом города Blasewitz. В ближайшие годы линия была расширена и 6 июля 1893 года в Дрездене был запущен первый электрический трамвай. Электрифицирована была часть линии от центральной площади Schloßplatz до района Blasewitz. Полная электрификация всех построенных на то время линий заняла почти 10 лет. Первые трамваи строились по образу вагончиков конно-железной дороги, а те в свою очередь использовались как прицепные вагоны к трамваям.

Двухэтажный вагончик дрезденской конно-железной дороги 1872г. (фото: http://www.deutschefotothek.de)

Построенный в 1895 году в Кёльне трамвай на конечной станции Schillerplatz в районе Blasewitz 1900г. (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG)

Вернемся в дрезденский музей трамваев и начнем обзор с самого старого экземпляра коллекции.

309-тый был построен в 1902 году в Дрездене где и эксплуатировался включительно по 1965 год. Всего было построено 11 машин этой серии. Но из-за короткого рессорного хода подвески эти трамваи обладали жестким и неравномерным ходом, что существенно сужало их потребительские качества. Из-за чего большинство трамваев этой серии были переделаны в спецвагоны для эксплуатации в трамвайном хозяйстве или преждевременно распилены на металлолом.

Этот трамвай состоит из двух частей: моторного вагона и прицепного вагона, они отличаются также компоновкой салона.

Пульт управления трамваем:

Салон моторного вагона с продольным расположением скамеек:

Весь салон полностью деревянный и очень уютный:

Интерьер прицепного вагона, здесь уже более привычная для современных трамваев компоновка салона:

В первые десятилетия 20-го века в Дрездене активно развивается трамвайная сеть. Все больше районов города соединяются с центром трамвайным сообщением. Трамвай становится доминантным видом общественного транспорта в Дрездене.

В 1931-м году дрезденское трамвайное предприятие получает новые, на то время самые современные трамваи которые благодаря своим многочисленным техническим новшествам открыли новую эпоху в трамваестроении. Они получили имя "Щука" за характерную обтекаемую форму сильно зауженную по краям, которая придавала трамваю сходство с одноименной рыбой и помогала проще разминаться со встречным движением на поворотах.

"Щука" на мосту Augustusbrücke 1937 год. (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG )

"Щука" во многом была революционным трамваем. Впервые водитель трамвая получил сидячее место. До этого водители вынуждены работать стоя. Пассажирский салон укомплектовывался сиденьями обтянутыми кожей, а не деревянными лавочками, как это было прежде. Трамвай предоставлял на то время совершенно новый уровень комфорта для пассажиров. Это было время массового распространения автомобилей и чтобы выдерживать конкуренцию с автомобилем трамвай должен был не уступать ему по уровню комфорта.

"Щуке" принадлежит установленный мировой рекорд скорости среди трамваев. Во время тестового заезда трамвай разогнался до 98 км/час. Последняя "Щука" эксплуатировалась на линии №1 до 1972 года.

После бомбардировок Дрездена 13 и 14 февраля 1945 года 75% контактной сети было уничтожено. Также значительная часть путей была разрушена. Трамвайное сообщение в городе было возобновлено 12 мая 1945 года. Но из-за сильно поврежденного бомбардировками центра города восстановить трамвайные линии в центре удалось лишь к концу лета 1945-го. Часть трамвайных путей на окраинах города были разобраны на материалы для восстановления центральных трамвайных линий. Трамвайный парк понес также сильные потери, так 8 "Щук" были полностью уничтожены. Из-за нехватки средств в послевоенное время на новые трамваи перевозки на линии осуществлялись по большей части уцелевшими трамваями 1910-1930-хх годов выпуска.

Трамвайное сообщение на улицах разрушенного старого города, 1949 год. (фото: федеральный архив)

Трамвай фирмы MAN 1925 года выпуска на заново отстроенных центральных улицах, 1958 год. (фото: федеральный архив)

В 50-х годах город начал закупать новые более современные трамваи. Так в 1956 году в эксплуатацию были введены новые ГДР-овские трамваи Gotha ET 54 и ET 57, построенные на вагоностроительной фабрике города Готта. В последующие годы город закупал различные модели трамваев вагоностроительной фабрики Готта, которые к началу 60-х составляли основной парк дрезденского трамвайного предприятия.

"Щука" слева и Gotha ET 54 в правой части снимка:

Место водителя Gotha ET 54

В 1964 году в Дрездене в течении нескольких лет проходят испытания чехословацкого Трамвая Татра Т3. Дрезден стал своего рода тестовым полигоном для обкатки этих трамваев с целью определить пригодность этой модели к эксплуатации на восточно-германских трамвайных линиях. Из-за ширины этих трамваев 2,5 метра их применение было возможным лишь на отдельных участках, так как трамвайные линии восточной Германии были рассчитаны на меньшую ширину вагонов. В 1967 году в Дрезден для дальнейших испытаний поставляется прототип трамвая Тatra Т4D (специально разработанная модификация трамвая Тatra Т3 для восточной Германии с шириной 2,2 метра.) После успешных испытаний в 1968 году трамвайный парк Дрездена начинает пополняться новыми современными Tatra T4D, а позже эти трамваи закупают и другие крупные города ГДР такие как Лейпциг, Магдебург, Халле и Шверин.

Tatra T3 и его модификации стал самым массово производимым трамваем в мире и поставлялся во многие страны соц. лагеря. Всего с 1960 по 1989 год был выпущен 13 991 трамвай.

Некоторые Татры прошедшие модернизацию в 90-х годах до сих пор можно увидеть не улицах Дрездена. Это так называемые студенческие шаттлы (Studentenshuttle) - они осуществляют перевозки только по будням в периоды занятий в университетах города с интервалом примерно раз в два часа.

Первый прототип Татра Т4 1967-го года во дворе музейного депо.

Именно эта модель трамвая впечатлила мое детское воображение в конце 80-х в Шверине. Я до сих пор считаю этот трамвай одним из самых красивых представителей этого вида транспорта.

Татры 4D на улицах социалистического Дрездена. 1982 год. (фото: федеральный архив)

В 1986 году в Дрездене начались испытания прототипа новой чехословацкой модели Tatra T6A2D. И хотя в 1989 году в Дрезден был поставлен еще один трамвай этой модели, но в связи с изменениями в обществе переход на этот тип трамвая в Дрездене так и не состоялся. Один экземпляр Tatra T6A2D был в 1990 году переделан для экскурсий по городу и в 2000 году был передан дрезденскому музею трамваев.

Tatra T6A2D во дворе музейного депо.

После объединения Германии дрезденский трамвайный парк, состоящий на то время преимущественно из чехословацких Татр Т4D, был существенно модернизирован и перекрашен в цвета городского флага - сочетания черного с желтым. В модернизированные Татры были установлены электронные информационные табло и мягкие сидения, были улучшены системы вентиляции и отопления. Также было установлено новое электронное управление трамваями на основе тиристоров.

С 1995 по 1998 год Дрезден закупает 60 современных немецких низкопольных многосекционных трамваев NGT6DD. А с 2003 по 2010 год дрезденское транспортное предприятие приобретает еще 43 новейших 45-метровых низкопольных трамваев NGT D12DDС. Все трамвайные перевозки на сегодняшний день осуществляются в Дрездене парком из 166 современных низкопольных трамваев. Модернизированные Татры Т4D курсируют только на так называемой "студенческой линии Е3", во время больших футбольных матчей и прочих крупных городских мероприятиях в качестве дополнительных трамваев.

Современный дрезденский трамвайный парк:

Краткую историю дрезденского трамвая я рассказал. Теперь пару слов о самом музее. Он располагается на территории действующего трамвайного депо и занимает довольно обширную территорию с несколькими залами:

В музее есть небольшая закусочная где можно перекусить в перерыве между осмотром экспонатов:

Помимо непосредственно самих трамваев в музее представлены множество других экспонатов от табличек, указателей, вывесок, фонарей...

...проездных документов...

...униформы персонала...

...миниатюрных моделей дрезденских трамваев разных временных эпох...

и небольших миниатюрных инсталляций:

Компьютеризированное рабочее место работника транспортного предприятия в середине 80-х годов:

И конечно же трамваи. Много трамваев:

В отдельном павильоне собраны исторические автомобили и автобусы дрезденского транспортного предприятия. В основной своей массе это машины периода ГДР:

Я посетил музей трамваев в день открытых дверей и поэтому автобусы, которые должны были тоже находиться в автомобильном павильоне, были на выезде - катали посетителей музея. Также в этот день была возможность прокатиться по городу на одном из трех музейных трамваев. Две Татры, фотографии которых я привел выше, для меня особого интереса не представляли, а вот в удовольствии прокатиться на трамвае фирмы MAN 1913 года выпуска я не мог себе отказать.

Место водителя и пульт управления трамваем:

Поехали...

По дороге часто пересекались с другими курсирующими музейными трамваями...

... и автобусами.

Кондуктор:

Трамвай совершив кружок по старому городу вернулся обратно к депо:

и пошел на новый заход:

и напоследок парочку фотографий из трамвайного парка:

При подготовке статьи были использованы следующие источники.