ЗАГОРОДНЫЙ ДВОРЕЦ КАЦУРА В КИОТО

Средний Сёин

Японский город Киото - не просто удивительный город с замечательными памятниками архитектуры. На полтора миллиона жителей Киото сегодня приходится около 200 храмов, сотни парков и десятки дворцов. Сами японцы называют свой город национальным сокровищем, и действительно пятая часть всех шедевров японской архитектуры находится именно в Киото.

Но Киото - это еще и совершенно особое место, обладающее неотразимой магией. История города началась 22 октября 794 года, когда император Камму и наследный принц въехали в новую столицу, названную «Хэйан», - город мира и спокойствия. До этого японская столица находилась в городе Нагаока, но дворцовые интриги привели к политическому убийству, и тогда императорский двор решил поменять место своего пребывания, так как город был осквернен пролитой кровью.

Для выбора новой столицы была выбрана деревня Уда в уезде Кадоно. Сюда в 792 году император приезжал дважды, чтобы осмотреть место, выбранное его приближенными. Деревня располагалась в живописной долине среди гор, и строительные работы здесь началисьуже в 793 году. Японский императорский двор тогда во всем следовал китайским образцам, и новую столицу построили на китайский манер - с ровными улицами, пересекающимися под прямым углом.

Более тысячи лет Киото был столицей Страны восходящего солнца, то становясь жертвой пожаров и междоусобиц, то переживая времена расцвета. Волны истории унесли многие уникальные памятники и шедевры архитектуры, но и то, что сохранилось, поражает всех побывавших в городе строгостью и скупостью линий, пышностью и богатством красок.

Сейчас исторических построек и памятников, храмов и святынь, дворцов, оград и садов в Киото столько, что повсюду можно встретить какую-либо достопримечательность: полого прогнутую крышу храма, поднимающуюся вдали пагоду или улочку, на которую выходят фасады старинных домов. Особой гордостью японцев по праву считается дворцовый комплекс Кацура, его средневековая простота и красота постоянно меняющихся парковых ландшафтов, гармонично сочетающихся с изящными павильонами и беседками.

Кацура Рикю строился как загородный императорский дворец. Известно, что с IX века землей, на которой сейчас расположен дворцовый комплекс, владела аристократическая семья Фудзивара, а вначале XVII века ее приобрел, принц Тосихито, одаренный многими талантами. Он знал классическую японскую и китайскую поэзию, любил рисовать и играть на кото, был мастером аранжировки цветов и большим почитателем чайной церемонии.

В 1615 году принц Тосихито приступил к возведению дворца, первые постройки которого отличались той простотой, которая свидетельствовала о безупречном вкусе его хозяина. В кругах исследователей существует предположение, что принц Тосихито пользовался советами Кобори Энсю - гениального зодчего, поэта, гончара, мастера чайной церемонии и специалиста в планировке садов в одном лице. Правда, сохранились исторические записи, что декоративным устройством сада занимались другие мастера, однако стиль К.Энсю чувствуется повсюду. Однако сам принц не успел насладиться красотой своего загородного дворца, а после его смерти и вообще все пришло в запустение.

Второй этап в строительстве дворца связан с сыном Тосихито Тосидада, который унаследовал таланты своего отца, а финансовую проблему решила его женитьба на дочери богатого феодала Маэда. Новые постройки Тосидада нисколько не нарушали первоначальных замыслов его отца, а наоборот, - органично вписались в уже созданное, и таким образом по красоте и архитектурному решению получился единый дворцовый комплекс.

Дворцовый ансамбль, построенный на берегу реки Кацура, занимает площадь в 56 000 квадратных метров. В центре находится большой пруд весьма своеобразной формы с пятью островками, соединенными друг с другом деревянными или каменными мостиками.

Главная часть дворцового ансамбля объединяет в единое целое три здания - старый сёинх, средний сёин и новый дворец. Здания старого и среднего сёин расположены таким образом, чтобы избежать солнечных лучей летом, но ловить мягкие солнечные лучи зимой, а осенью дать возможность любоваться полной луной. Их крыши, благодаря разной высоте зданий, своими нависающими карнизами создают разнообразный живописный ритм.

Первый этаж каждой постройки окружен верандой, которая от внешнего пространства отделяется сёдзи - раздвижными стенками. Веранда поднята над землей на высоких и тонких деревянных подпорках. Комнаты, как и веранды, имеют раздвижные стены, сделанные из деревянных рам с наклеенной на них плотной бумагой. Такие стены могут разграничивать интерьеры и отделять их от окружающей природы. Принц Тосихито очень любил любоваться луной и соорудил в старом сёин для этого специальный помост.

В среднем сёин располагались жилые комнаты Тосихито. Интерьер их очень интересен, так как пейзаж на стенах и раздвижных стенках воспринимается как естественный ландшафт, видный в раскрытые двери. Таким образом как бы уничтожается граница между внутренним и внешним пространством.

Средний сёин с новым дворцом соединяется комнатой для хранения музыкальных инструментов, а обрамляет ее широкая веранда для музицирования. Двери между музыкальной комнатой и новым дворцом украшены очень своеобразно. Это цветы, характерные для каждого времени года: весной - сакура и глициния, летом - сусуки и хибискуе, осенью - хризантемы, зимой - слива, камелия и нарциссы.

Изысканную простоту дворцу Кацура придают и натуральные строительные материалы, играющие огромную роль в художественном оформлении зданий. Криптомерия натурального цвета, плетеная решетчатая ограда из бамбука, белые раздвижные стены, дорожки из камня на фоне мха, усыпанные мелкими камешками водостоки - все создает ощущение благородной простоты.

Составной частью дворцового комплекса Кацура являются чайные домики, стоящие на берегу пруда, без которого невозможно представить себе традиционный японский сад. Сама водная гладь как бы становится материалом для бесконечного чередования пейзажей, рассчитанных на разное время года, дня и на разную погоду.

Одна часть пруда в Кацура славится, например, романтическим отражением осенней луны, воспетым многими поэтами.

Самый изящный из чайных павильонов - Сёкинтэй, превосходящий своей декоративностью все другие чайные домики той эпохи. Восточной, западной и северной сторонами он обращен к пруду; низко нависающая крыша Сёкинтэй даже в жаркий день сохраняе тв нем прохладу.

В этом павильоне расположено несколько комнат. В первой находится токонома (стенная ниша с приподнятым полом) и каменный очаг, который используется зимой. Бумага в нише имеет форму больших квадратов - белых и синих. Такая форма повторяется и в напольных циновках, и в раздвижных стенах.

Последняя комната павильона Сёкинтэй открывается в сад. Такой постепенный переход интерьера в пространство сада, который в свою очередь переходит в естественный пейзаж, - одна из характерных черт японской архитектуры.

Даже звук ветра и пение птиц играют большую роль в создании эмоционального настроения. Ведь Сёкинтэй - это павильон «сосны и лютни», когда шум ветра, играющего в окружающих его соснах, в комнатах воспринимается как звуки лютни.

Своеобразие другому чайному павильону - Гэппаро - придает осеннее время года. Рядом с павильоном растут клены, листья которых багровеют осенью. Из этого павильона можно любоваться отражением луны в пруду, а с веранды старого сёин наблюдать ее восход.

На территории дворцового комплекса есть и буддийский храм, выстроенный в китайском стиле. Принц Тосидада посвятил его своему отцу.

Загородный императорский дворец Кацура знаменит не только архитектурой своих построек. Дворцовый сад сочетает в себе черты самых разнообразных парковых ансамблей, но общий его характер приближается к стилю чайных садов, когда восприятие пейзажа происходит в процессе движения, направление и ритм которому задают дорожки.

Посещение дворцового комплекса Кацура обычно и состоит из недолгой прогулки по причудливо извивающимся дорожкам парка. Парк, собственно, и задумывался для прогулок и любования пейзажами, созданными искуснейшими садовниками. Когда вы прогуливаетесь по парку, пейзаж меняется вместе с вашим движением: например, пруд то полностью исчезает, то появляется перед вами совершенно неожиданно. Постоянное движение пространства - это особенность традиционной японской архитектуры, ведь японцы - великие мастера вмещать природу в небольшое пространство.

Один из знаменитых посетителей Кацура сказал, что этот дворцовый комплекс создавался, чтобы «думать глазами». Это высказывание становится понятным даже после короткой прогулки по дворцу, когда один раз в году его двери открываются для посетителей.

Среди многих достопримечательностей дворца им показывают «Палату покоя и прохлады», в которой во время торжественных церемоний император восседал на циновочном помосте под дорогими шелковыми балдахинами. К этому помосту ведет лестница, по сторонам которой расположились два деревянных льва, охраняющих императора от злых сил. Когда посетитель при входе в «Палату покоя и прохлады» наступал на одну из досок, с помощью специального устройства тотчас поднималась тревога и появлялась грозная стража.

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ДВОРЕЦ ЦАРЯ МИНОСА НА КРИТЕ Кносский дворец. Середина II тысячелетия до н. э На самом большом острове Средиземного моря - Крите - располагался город Кносс, находившийся от моря в четырех километрах и занимавший площадь 1800х1500 метров.В Кноссе величайший афинский художник,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

СТАРЫЙ ЗАМОК В БЕРЛИНЕ - ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ Дворец Республики и Собор История сооружения этого дворца начинается в 1443 году, когда на берегах Шпрее для курфюрста Фридриха II был возведен замок. Впоследствии этот дворец перестраивался, и в XVI веке он представлял собой

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СР) автора БСЭ

Из книги Париж [путеводитель] автора Автор неизвестен

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги 100 великих заповедников и парков автора Юдина Наталья Алексеевна

Из книги 100 великих музеев мира автора Ионина Надежда

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Большой дворец и Малый дворец Чуть в стороне от Елисейских Полей, между площадями Рон-Пуэн (Rond-Point des Champs-Elys?es) и Согласия, видны здания двух выставочных залов – неоклассического Большого дворца (Grand Palais), со стеклянной крышей и колоннами, и Малого дворца (Petit Palais). Оба были

Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ Загородный проспект проходит от Владимирской до Технологической площади.20 августа 1739 года указом императрицы Анны Иоанновны по докладу Комиссии о санктпетербургском строении этому проезду было присвоено название Большая Загородная улица. Связано

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

Кацура Дворцовый парк Кацура расположен на берегу реки Кацура, на окраине Киото. Он был заложен в 1602 году на плоской местности.В парке развитая сеть прудов и каналов, а также небольшие искусственные холмы, для насыпки которых послужил вынимаемый грунт. Ансамбль Кацура

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Вечная красота Киото Японский город Киото с самого начала, 12 веков назад, строился как столица. Планировку его можно сравнить с прямыми, как стрела, ленинградскими проспектами, пересекаемыми под прямым углом другими улицами.Император Камму, перенесший в 794 году в Киото

Из книги автора

Загородный проспект Загородный проспект проходит от Владимирской до Технологической площади.20 августа 1739 года указом императрицы Анны Иоанновны по докладу Комиссии о Санкт-Петербургском строении этому проезду было присвоено название Большая Загородная улица. Связано

Из книги автора

Киото Это совершенно особое место. Здесь зарождалась японская культура… Построенный по примеру китайской столицы, Киото очень прост в смысле ориентации в пространстве. Прямые улицы не петляют, а идут прямыми линиями. Каждый день в Киото стекаются толпы туристов. И не

Из книги автора

Загородный дом Живя за городом, нужно особенно серьезно относиться к правилам безопасности, ведь вы находитесь вдалеке от людей и от правоохранительных органов.Меры предосторожности: Обязательно установите вокруг вашего дома высокий забор. На верхнюю часть забора

Из книги автора

Средний Это король всей ЛОР-патологии: воспаление среднего уха или барабанной полости – места, где воспринимается звук. Сюда воспаление пробирается как осложнение заболеваний носа и глотки (ОРЗ же), когда евстахиева труба (канал, который соединяет ухо с горлом)

(Katsura Imperial Villa)

Императорская Вилла Кацура (Кацура Рикю), площадью около 6,6 га - одно из самых значительных культурных сокровищ и самых ярких шедевров японского садово-паркового искусства.

Западный район Киото, где расположена Вилла, известен своими историческими постройками, в том числе относящимися к периоду династии Хэйан (Heian, 794-1192). Например, здесь находится Вилла Фудзивара-но Митинага (Fujiwara no Michinaga, 966-1028) - известного аристократа и правителя Японии.

Крупнейшее строение Виллы Кацура - Императорский дворец - изначально принадлежал князьям рода Хатиджо-но-мия (Hachijo-no-miya), а сегодня управляется Агентством Императорского двора и принимает посетителей по предварительной записи. Нынешний князь Кацура во дворце не живет, подобно другим членам императорской семьи большую часть времени он проводит в Токио.

Принц Хачиджо Тосихито (Hachijo Toshihito, 1579-1629), основатель Виллы Кацура, родился 13 февраля 1579 года. Он был шестым сыном князя Санэхито (Sanehito), и потомком японского императора Огимати (Ogimachi). В 1586 Тосихито был усыновлен крупным японским политическим деятелем Тоётоми Хидэёси (Hideyoshi Toyotomi), но в 1589 году они расстались, когда у Хидэёси появился родной сын. В качестве "компенсации" Хидэёси подарил Тосихито часть своей земли, которую тот выгодно продал за 15000 бушелей риса, а на вырученные средства построил новый дом в императорском районе Киото, где проживали и другие представители рода Хачиджо.

С раннего возраста Тосихито увлекался литературой. Одним из его любимых произведений была "Повесть о Гэндзи" - роман, одно из величайших произведений японской классической литературы, написанный в эпоху Хэйан. Он был хорошо знаком с поэзией прошлого и настоящего, интересовался работами поэта По Чу-и (Po Chu-i). Тосихито настолько любил литературу, что, копировал отрывки из полюбившихся произведений и перечитывал их во время отдыха. Одной из его любимых цитат было изречение из "Повести о Гэндзи": "Далеко, в краях деревни Кацура, отражение луны на воде ясно и спокойно". Поэтому, Когда Тосихито получил земли вдоль южного берега реки Кацура, где происходило действие "Повести о Гэндзи", он задался целью построить виллу по образцу той, что была описана в книге. Однако, поскольку Тосихито не имел больших сбережений, первая построенная им вилла была похожа на чайный домик.

Спустя некоторое время, Тосихито способствовал знакомству и вступлению в брак новой императорской семьи, что сделало его большой фигурой в общественной и политической жизни страны, желанным гостем в императорском дворце и состоятельным человеком. В 1624 году он потратил значительные средства на расширение виллы, был вырыт пруд в центре сада, а по его берегам сформированы искусственные холмы. Священник, который посетил Виллу Кацура в 1624 писал, что здесь был "лучший вид в Японии". В 1631 году основное здание виллы официально удостоилась звания "дворец".

Принц Тосихито умер в 1629 году, когда его сыну Тоситада (Toshitada) было всего десять лет. В юном возрасте Тоситада виллой и садом не занимался. Тем не менее, он разделял те же интересы, что и его отец, и посетил виллу на 1641 году. После женитьбы на дочери правителя княжества Кага, его доходы значительно увеличились, и он вложил средства в ремонт и реконструкцию родового имения. Тоситада перестроил дом, а также несколько чайных домиков. После этих реконструкций слава Виллы Кацура значительно возросла.

Принц Тоситада умер в 1662 году, а его наследник спустя всего несколько лет. Четвертый и пятый князья поколения умерли в подростковом возрасте, что сделало уход за виллой невозможным. Лишь седьмой князь поколения, Якахито (Yakahito), неоднократно бывал на Вилле и много раз делал здесь ремонт, в соответствии с макетом ее первоначальной планировки.

Вилла сочетает в себе архитектурные принципы, характерные для ранних синтоистских храмов и объединяет их с эстетикой и философией дзен-буддизма. Здесь можно увидеть многие традиционные японские приемы, такие, как использование фальшполов с покрывающими их тростниковыми татами. Татами представляют собой коврики размером 90х180 см, которые используются на всех этажах дворца, в том числе на террасах и верандах, откуда открываются прекрасные виды на ландшафт. Полы каждого здания Виллы приподняты, что характерно для конструкций старинных японских зернохранилищ, а также ранних императорских дворцов. Благодаря такой конструкции, пол в домах всегда остается сухой, но, кроме того, создается иерархия пространства. Другие классические примеры, которые можно увидеть на Императорской Вилле Кацура - декорированные бумажные стены сёдзи и фусума, декоративные ниши в стене (токонома) и встроенные столы (цукэсёин).

Чайные домики Виллы являются прекрасным примером того, какое влияние на архитектуру и ландшафт может оказывать философия дзен-буддизма. Чайные церемонии, которые осуществляются в этих павильонах - важная часть жизни японского общества и определенный духовный ритуал, символизирующий в традиции дзен Совершенство. Пять различных изолированных друг от друга чайных домиков окружены растительными композициями и вписаны в ландшафт Виллы. Для того, чтобы гармонично объединить строения с внешним пространством, деревянные опоры были покрыты корой, а другим рукотворным деревянным элементам придали неправильные, приближенные к природным формы.

Кроме того, чайные домики очень интересны изнутри. Окна здесь находятся на уровне глаз сидящего человека, что создает дополнительную гармонию и делает посетителей ближе к природе, так, что можно "любоваться цветущей сакурой весной и малиновый листвой осенью... ожидая, пока приготовится чай или наслаждаясь изысканной кухней".

Старая гостиная (сёин), построенная князем Тосихито для размещения большого количества людей и проведения неформальных встреч, состоит из номеров с девятью, десятью, и пятнадцатью татами, и имеет потолки, поддерживаемые деревянными планками. На южной стороне есть комната с верандой, которая демонстрирует элементы стиля сукия, - это говорит о том, что веранда выполнена в стиле чайной церемонии. Бамбуковая платформа, созданная для отдыха под светом луны, выходит за пределы веранды.

По сравнению со Старой гостиной, Центральная гостиная имеет L-образную форму, на одной из её стен есть ниша (токонома), а на другой - расположенные в шахматном порядке декоративные полки (тигайдана). Стены украшены графическими изображениями ландшафтов, а также семи мудрецов в бамбуковой роще.

Ближняя гостиная, как полагают, служила местом жительства князя, о чем свидетельствует наличие ванной и туалета. С двух сторон гостиную окружает веранда, откуда можно любоваться садом.

Здания, и, в меньшей степени, сады Виллы Кацура стали объектом изучения многих архитекторов-модернистов в XX веке, которые черпали информацию в трудах прославленного немецкого архитектора Бруно Таута. Ле Корбюзье, а затем и Вальтер Гропиус, посетивший Виллу в 1953 году, черпали вдохновение в ее минималистичном и ортогональном дизайне. Вилла Кацура стала хорошо известна и благодаря архитекторам из Австралии, таким как Филипп Кокс, Питер Мюллер и Невилл Грузман, которые посещали ее в конце 1950-х и 1960-х годах.

Сад славится своими природными, мифическими ландшафтами, разбитыми вокруг большого пруда. Дизайн сада является миниатюрной версией Аманохасидатэ - одного из трех самых известных природных красот Японии. Три острова в озере напоминают мифические Острова Блаженных - сакральную заморскую страну где-то на краю света.

Вилла Кацура расположена в 15-и минутах ходьбы от станции Кацура, линии Ханкю, Киото. По будним дням шесть раз в день проводятся бесплатные туры (только на японском языке). По воскресеньям, праздничным дням и некоторым субботам экскурсии по Кацура Рикю не проводятся.

Фото: Ольга Грозина ,
Ландшафтный центр "Очарование природы",

Название :

Местонахождение : Киото (Япония)

Создание : Начало создания: 1615 г., дворец - 1590 г.

Заказчик / Основатель : принцы Тосихито и Тоситада, Кобори Энсю

Дворцовый ансамбль Кацура был задуман как место уединения и отшельничества для членов императорской семьи. Он расположен близ реки Кацура к юго-западу от Киото, который был столицей Японии более тысячи лет.

Главный дворцовый павильон представляет собой простую деревянную стоечно-балочную конструкцию с комнатами, застеленными соломенными циновками-татами, и приподнятой открытой верандой, откуда можно было созерцать красоту окружающей природы. Сад, деревья и небольшие павильоны, расположенные вокруг главного здания ансамбля, соединяются хитроумно проложенными тропинками и напоминают волшебные пейзажи, воспетые в японской средневековой поэзии. Подчеркнуто простые дворцовые постройки гармонируют с окружающим пространством и как бы стирают грань между искусственным и естественным. Сделанные рукой человека изгороди и дорожки из камней под действием времени все более органично вписываются в ландшафт, а пышная растительность благодаря тщательному и регулярному уходу выглядит особенно декоративной.

Дворцовые постройки и сады пришли в упадок в период Мэйдзи (1868-1912 гг.) и были в запустении, пока немецкий зодчий-модернист Бруно Таут не открыл глаза европейцам на народную японскую архитектуру. Во дворце побывали многие знаменитые архитекторы, в том числе Франк Ллойд Райт , Ле Корбузье и . Их поразило умение японцев использовать природные материалы, изумила простота, гибкость и подвижность форм, которые в ту пору вполне соответствовали вкусам американцев и европейцев.

Архитектура дворца Кацура

  1. Растительность . Только с близкого расстояния можно разглядеть, что деревья и кустарники, столь естественные на вид, аккуратно подстрижены. Расположение растений, окружающих дворец, создает впечатление гармонического равновесия между покоем и движением, между строгой формой и фантазией художника.
  2. «Секинтэй ». «Секинтэй», или «Павильон сосны-лютни», — самый важный среди чайных павильонов. Каменный мостик связывает его с дорожкой, ведущей к центральному павильону – сеину. «Секинтэй» покрыт простой соломенной крышей; внутри – перегородки из дерева, бумаги и бамбука. В кухне есть все необходимое для чайной церемонии, которая исполняется в главном помещении, где гости сидят прямо на татами. Приподнятое на столбах здание тесно связано с окружающим пространством, а его отделка очень проста. Некоторые наружные колонны нарочито не отделаны – древесная кора, покрывающая их, оставлена нетронутой. Все балки, однако, тщательно отшлифованы – этим приемом подчеркнута естественная красота древесины.
  3. Нависающие крыши. Сильно выступающие свесы крыш защищают внутреннее помещение от палящего зноя и дождя – вода стекает по ним на полоску гравия, окаймляющую дом. Рассеянный свет, проникающий в помещение, отражается от каменных дорожек и смягчается тонкими бумажными экранами, которые вставлены в скользящие двери – седзи. Седзи в японском доме заменяют окна.
  4. Тяга к уединению. Тяга к уединению и отшельнической жизни нашла отражение в названии одного из чайных павильонов – «Павильон насмешливых мыслей» («Сеи-кэн»). Название навеяно произведениями китайского поэта Ли Бо, ставшего отшельником, чтобы посмеяться над мирской суетой.
  5. Сеин. Главный дворцовый павильон выстроен в национальном архитектурном стиле сенн-дзукури. Здание предназначалось для уединенных занятий икебаной, живописью, чтением и каллиграфией.
  6. Камни. Камни на поросшей травой и мхом лужайке намечают живописные петляющие тропинки, ведущие к павильонам и островки на озере. Гладкие и шершавые валуны тщательно подобраны и уложены намеренно неровно, чтобы создать контраст с прямыми дорожками, окаймляющими здание.
  7. Сезонные изменения. Архитектура здания обеспечивает сквозную вентиляцию, что необходимо во влажное и жаркое время года. Однако отсутствие утепления и теплоизоляции делает дом уязвимым в период зимней сырости и холодов. В этом хрупком, незащищенном доме эстетические переживания, связанные со сменой времен года, — предчувствие весеннего цветения сакуры и тоска по опавшим осенним листьям – приобретает особую остроту.
  8. Веранда. Выстланная бамбуком веранда, приподнята над землей. С этого места созерцали отражение луны на глади озера. Значение слова «кацура» ассоциируется с деревьями, луной и миром грез.
  9. Озеро. Группа небрежно разбросанных камней ведет к небольшому искусственному озеру. По озеру совершали ночные лодочные прогулки, любуясь восходящей луной. Дорожка, бегущая вдоль озера, огибает участки сада, в миниатюре воспроизводящие различные ландшафты.

    Источники:

  • Боговая И.О.,Фурсова Л.М. "Ландшафтное искусство", Агропромиздат, 1988 г.
  • Иконников А.В. Художественный язык архитектуры М.: Искусство, 1985 г., ил.

  • Адрес: Katsuramisono, Nishikyo Ward, Kyoto, Kyoto Prefecture 615-8014, Япония
  • Телефон: +81 75-211-1215
  • Сайт: sankan.kunaicho.go.jp
  • Дата основания: XVII в.

Расположенный в центральной части крупнейшего острова Страны восходящего солнца, Хонсю, является одним из самых больших городов государства, а также важнейшим культурным и образовательным центром Западной . Этот город стал родным домом для многочисленных храмов, дворцов и музеев, а его старинная архитектура и сегодня привлекает десятки тысяч путешественников ежегодно. Среди основных особой популярностью у иностранных туристов пользуется дворец Кацура, известный также как Императорская Вилла Кацура. Расскажем об этом удивительном месте подробнее.

Интересные сведения

Дворец Кацура на сегодняшний день считается одним из главных сооружений в Киото. Он был построен в 1600-х годах по приказу принца Тосихито на земле, подаренной ему известным японским военным и политическим деятелем Тоётоми Хидэёси. Общая площадь, занимаемая роскошной виллой, составляет около 56000 кв. м.

Весь дворцовый комплекс имеет большое значение для местной культуры и рассматривается как вершина японской архитектуры и садового дизайна. Согласно одной из версий исследователей, в планировании и строительстве здания принимал участие даже гениальный архитектор Кобори Энсю.

Особенности виллы

Принц Тосихито, под чьим руководством был построен дворец Кацура, являлся большим фанатом знаменитого произведения японской классической литературы «Повесть о Гэндзи». Многие сцены из легендарного романа были даже воссозданы в саду Кацура. Изначально на его территории были размещены 5 чайных домиков, однако до наших дней сохранились лишь 4 из них. Небольшие здания были построены для проведения чайных церемоний в соответствии с тремя главными законами – гармонией, тишиной и благоговением. Для строительства даже были выбраны природные материалы, чтобы чайханы служили неким продолжением естественной атмосферы сада.


Прогуливаясь по территории дворца Кацура, советуем также уделить внимание следующим сооружениям:


Императорский дворец Кацура служит прекрасным образцом традиционного японского дизайна, который включает в себя принципы ранних синтоистских святилищ, эстетику и философию дзен-буддизма. Такое уникальное сочетание довольно редко встречается в современном мире, поэтому каждый иностранный гость во время путешествия по Японии обязан здесь побывать.

Как добраться?

Посетить дворец и сад Кацура можно как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно, доехав на такси или . Всего в 10 мин. ходьбы от главного входа есть одноименная автобусная остановка, доехать до которой можно на автобусах №№34 и 81.

Императорская вилла Кацура - великолепный образец традиционного японского стиля сёин, для которого характерны минимализм, естественность и утончённая элегантность. Дворец восхищал европейских модернистов, и стал источником вдохновения для многих знаменитых архитекторов, таких как Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус. Павильоны Катсура расположены в окружении прекрасного парка, спланированного в 17 веке.

История

Виллу Кацура нередко называют квинтэссенцией японского стиля. Создавалась архитектура дворца в 17 веке, на рубеже двух эпох. Большая часть построек отличается элегантным минимализмом, вдохновлённым принципами дзен-буддизма.

Основатель имения, принц Тосихито, был потомком императора Огимати. В раннем возрасте его усыновил могущественный сёгун Хидэёси Тойотоми, однако, после рождения его собственного сына, Тосихито потерял право наследования. Взамен сёгун пожаловал ему земли, приносившие небольшой ежегодный доход, и право основания собственного рода - Хатидзё. Принц женился на дочери клана Миядзу, и, получив дополнительный доход, взялся за обустройство имения.

С детства Тосихито увлекался литературой периода Хэйан, и особенно "Повестью о Гэндзи". В ней упоминалась Катсура, как прекрасное тихое место для любования луной. Действительно, этот регион издавна славился своими великолепными пейзажами. Принц решил возвести здесь дворец, повторяющий тот, что был описан в 11 веке придворной дамой Мурасаки Сикибу. Кроме того, Кацура упоминалась и в работах средневекового поэта По Тю-и.

Стиль дворца должен был соответствовать вкусам японской знати "золотой эпохи" Хэйан. Однако Тосихито был ограничен в средствах, и потому работы шли довольно медленно. В 1620 году Кацура представляла собой просто парк с единственным чайным домиком. В дневнике принца отмечено, что к нему часто приезжают гости, насладиться чайной церемонией.

К 1624 году в парке вырыли пруд и построили несколько дополнительных павильонов. Над прудом были перекинуты ажурные мостики, и теперь гости принца могли совершать лодочные прогулки. С водной глади открывался великолепный вид на горы. В 1631 году в дневнике Тосихито уже употребляется термин "дворец" - на территории виллы устраивались празднества по подобию описанных в "Повести о Гэндзи" событий.

После смерти принца вилла начала приходить в упадок, однако, когда его сын Тоситада подрос, то решил восстановить любимое имение отца. В 1642 году были отреставрированы существующие павильоны, а также добавлено несколько новых. Рассказы о вилле дошли до императора, и в 1658 году, отойдя от дел, Гомино-о решил посетить комплекс Кацура.

Специально к визиту императора был возведён зал "Новый Сёин". К этому моменту недостатка в средствах клан не испытывал, и потому отделка павильона была выполнена с большей роскошью. Новый Сёин выполнен в стиле суки-я, однако всё ещё не лишён чарующей простоты и гармоничности линий. Император остался доволен визитом - настолько, что решил обустроить собственную виллу Сюгаку-ин по образу и подобию дворца Кацура.

Судьба клана Хатидзё складывалась не лучшим образом - все наследники погибали в молодости, и постепенно род угас. Земли отошли во владения императора, и на территории Катсура больше не проводилось масштабных работ. К счастью, комплекс сохранился до наших дней практически в неизменном виде - его обошли стороной все пожары и тайфуны. Некоторый ущерб был нанесён зданиям во время переворота и реставрации Мэйдзи, но после масштабной реставрации 1983 года комплекс вернул свой исторический облик.

Большую известность за рубежом вилла получила в ХХ веке после публикации книги Бруно Таута. Модернисты 50-х годов видели в ней воплощение собственных принципов дизайна - минимализм, простота, лёгкость, естественность. Планировки Катсура напоминали им работы Модриана - прямые линии, прямые углы и асимметрия, придающая живость пространству.

Что посмотреть

На территории комплекса разбит "прогулочный сад" с прудом, вокруг которого возведены три павильона - Старый Сёин, Средний Сёин и Новый Дворец. Кроме того, в парке прячется ещё пять изящных чайных домиков (на данный момент открыты четыре).

Старый Сёин был сооружён по приказу принца Тосихито. Павильон состоит из трёх комнат площадью в 9, 10 и 15 татами. К южной его стороне пристроена веранда для любования луной, её отделка более декоративна и характерна для стиля суки-я.

Средний Сёин более строг и формален. Его план выполнен в форме буквы Г; один из коридоров оканчивается "токонома" - нишей для икэбаны. Рядом расположены резные книжные полки, а стены украшены росписью. В этом павильоне некогда жил сам принц, здесь расположены подсобные помещения и ванные комнаты. Вдоль фасадов пристроена открытая веранда, с которой можно любоваться окружающим парком.

Новый дворец несколько отличается по стилю от других строений. Он состоит из трёх комнат площадью в 8, 6 и 3 татами. В плане строение также имеет Г-образный план. Здесь останавливался император - одна из комнат является его спальней, остальные - помещения для свиты и слуг.

Из пяти чайных домиков до нынешнего момента сохранилось четыре. Здесь часто проходили чайные церемонии, так как принцы Хатидзё были большими поклонниками чайной культуры. Основные принципы их дизайна - слияние с природой, гармония, простота и спокойствие линий.

Самый заметный павильон, Гэппа-ро или Башня Лунных Волн, расположен на холме над озером. Контрастирует с ним более скромный Сёкин-тей, Павильон Сосновой Лютни. Он находится у самой воды, и именно отсюда было принято любоваться отражением Луны в пруду. Третий домик получил название Сёкатей, "Павильон Любования Цветами" - он расположен в окружении вишнёвых деревьев на самой вершине холма.

Тропинка, идущая влево от домика Сёка-тей приводит к небольшой фамильной часовне Онрин-до, а ещё чуть дальше расположен четвёртый павильон, Сёикэн - "Зал Весёлых Мыслей". Его отличительной чертой является ряд круглых окошек на обращённой ко входу стене. Павильон несколько отличается по планировке от остальных домиков - его интерьер разбит на несколько комнат, и больше напоминает традиционный жилой дом.

В архитектуре всех построек виллы Катсура прослеживаются черты, характерные для ранних синтоистских святилищ, а также для буддийских храмов школы Дзэн. Веранды связывают внутренние помещения дворца с окружающим садом, как бы впуская природу внутрь комнат, отделённых лёгкими сёдзи. Полы всех построек приподняты над землёй - эта черта была характерна для древних хранилищ риса. Таким образом обеспечивается не только практическая польза - вентиляция в летний период, но и символически подчёркивается возвышение императорской семьи над обычными людьми.

Посетить императорскую виллу Катсура можно только в составе организованной группы. Время визита устанавливается Управлением Императорского Двора Японии. Экскурсии проводятся только на японском языке, но доступны аудио-гиды на английском. Во время прогулки туристы осматривают парк и озеро, сами павильоны закрыты для посещения. Фотографировать окрестности можно только со специально отведённых площадок.