Первый (нижний) ярус маяка с квадратным основанием напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Башни были сориентированы по сторонам света. Высота яруса достигала примерно шестидесяти метров. Плоская крыша нижнего яруса служила основой для второго яруса. Здесь же на крыше были установлены статуи тритонов. Внутри первого яруса размещался гарнизон, охранявший маяк, и обслуживающий персонал, а также необходимый инвентарь и запасы воды и еды на случай осады.

II (средний) ярус

Второй (средний) ярус с восьмиугольным основанием возвышался еще на сорок метров. Внутри второго яруса предположительно был сооружен пандус, по которому поднимали топливо для сигнального огня на третий (верхний) ярус.

III (верхний) ярус

На третьем цилиндрическом ярусе были установлены колонны, поддерживающие купол маяка. На площадке среди колонн разжигали сигнальный огонь. Свет сигнального огня отражался и усиливался целой системой отполированных бронзовых пластин.

На куполе маяка была установлена огромная золотая статуя Посейдона. Складывалось впечатление, что Посейдон охранял Фаросский маяк , пристально вглядываясь в свои морские просторы.

Одно из классических чудес, так или иначе связанных с именем Александра Македонского – Александрийский маяк.

Александрия, основанная в 332 году, раскинулась в дельте Нила, на месте египетского городка Ракотиса. Это был один из первых городов эпохи эллинизма, сооруженных по единому плану, и он быстро вырос в крупный торговый полис и просвещенный город. Много удивительного и чудесного было в этом городе. Здесь находился и знаменитый Мусейон (Музей-храм муз), где размещались астрономическая обсерватория, школа, анатомический театр, мастерские. В разное время в Мусейоне жили и работали многие гениальные греческие ученые - создатель геометрии Евклид, пионер хирургии Герофил. Здесь получил образование и работал Архимед. Здесь трудился многие годы замечательный механик Герон, построивший первые автоматы и написавший о них увлекательную книгу Театр автоматов.

А страстный книжник и тщеславный человек, царь Птолемей II страдал оттого, что в библиотеке города не было некоторых уникальных рукописей греческих драматургов. Он направил посольство в Афины, чтобы афиняне одолжили свитки на время, скопировать. Спесивые Афины потребовали баснословный залог – 15 талантов, почти полтонны, серебра. Птолемей принял вызов. Серебро было доставлено в Афины, и пришлось грекам, скрепя сердце, выполнять договор. Но Птолемей не простил такого недоверия его библиофильским наклонностям и его честному слову. Он оставил залог афинянам, а рукописи – себе...

Город имел две гавани: одну для движения оп Нилу, и другую для средиземноморской морской торговли. Обе гавани были должны оставаться глубокими и чистыми.
К городу потянулись вереницы кораблей с разнообразным товаром. Но чтобы добраться в местный порт, им приходилось маневрировать между коварными рифами, которых на подходе к Александрии было очень много. Плохая погода увеличивала риск кораблекрушения.
Надо было как-то обезопасить мореплавание.
Видимость для мореплавателей поначалу хотели улучшить разжиганием костров на берегу (так делали афиняне в 5 в. до н.э.), но этого было недостаточно, чтобы подавать сигналы судам, идущим далеко от берега.
«Маяк! Вот что нам нужно», - осенило в одну из бессонных ночей Птоломея.
Правителю повезло – по карте, на расстоянии чуть больше километра от Александрии в Средиземном море находился остров Фарос, там Птолемей и повелел построить маяк.

Возведение Александрийского маяка доверили инженеру Сострату, жителю Книдии. Строительство началось в 285 году до н.э., ради чего между материком и островом даже соорудили дамбу. Работы над Фаросским маяком продолжались ориентировочно от 5 до 20 лет и завершились в конце 3 ст. до н.э. Правда, сама система сигнальных огней появилась только через 100 лет.
Александрия была передовым техническим центром и самым богатым городом тогдашнего мира, к услугам строителей были громадный флот, каменоломни, к стройке приобщили лучших александрийских архитекторов и ученых – они-то и придумали проект маяка, состоящего из трех ярусов.

По разным данным, высота Александрийского маяка была от 115 до 137 метров (первый и самый опасный «соперник» египетским пирамидам).
Из соображения практичности его возвели из мраморных глыб, скрепленных свинцовым раствором.
Первый уровень Александрийского маяка был пирамидальной формы с плоскостями, ориентированными по 4 сторонам света. Его выступы украшали статуи тритонов. Помещения этого уровня предназначалось для размещения рабочих и солдат, хранения инвентаря, топлива и продуктов.
Восемь граней второй ступени Фаросского маяка древние архитекторы спроектировали по розе ветров. Всех, видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли и возле больших Водяных часов - клепсидр. Они били в коки. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная женщина, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал.
Третий ярус сооружения имел цилиндрическую форму и завершался куполом, на котором стояло 7-метровое бронзовое изваяние повелителя морей Посейдона. Но поговаривают, что на самом деле верх купола Фаросского маяка украшала статуя женщины – попечительницы мореплавателей Исиды-Фарии.

Электрики на тот момент человечество еще не знало, и для сигналов мореплавателям на самой вершине Александрийского маяка разжигали гигантский костер. Его свет был виден до 100 километров в округе. Каким образом достигалась яркость и дальность свечения - до сих пор не установлено. По одной версии, этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла. По другой - благодаря использованию прозрачных шлифованных камней - линз. Древние легенды гласили, что сияние, идущее от Фаросского маяка, было способно сжечь вражеские суда еще до приближения к берегу.

Ночью направление кораблям указывали мощные языки пламени, днем – клубы дыма. Чтобы горение костра не прекращалось, римляне наладили бесперебойную подачу дров на верхушку Александрийского маяка. Их вытягивали на повозках, запряженных мулами и лошадьми. Для этого построили пологую дорогу в форме спирали внутри Фаросского маяка, – один из первых пандусов в мире. Хотя некоторые ученые утверждают, что дрова затаскивали на верхотуру подъемными механизмами.

Александрийский маяк был обнесен мощной оградой с бойницами, поэтому он мог служить фортом и наблюдательным постом. С вершины маяка удавалось разглядеть вражеский флот задолго до его приближения к городу. В подземной части сооружения держали запасы питьевой воды на случай осады.
На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы.

Сострат Книдский очень гордился своим детищем. Страшась забвения, инженер пошел на рискованное нарушение указов Птолемеев и на стене первого яруса он высек надпись: «Сострат из Книдии, сын Декстифана, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Но верноподданный боялся гнева египетского правителя, обычно присваивающего все заслуги себе, поэтому фразу спрятал под толстым слоем штукатурки, на которой вырезал имя тщеславного Птоломея Сотера. Сострат не надеялся дожить до того времени, когда осыплется штукатурка, да и не в его интересах было узнать реакцию правителя на этот поступок. Но куски глины очень быстро отвалились, и еще при жизни Фаросского маяка путешественники могли прочитать имя его истинного создателя. Посидипп, современник Сострата, воспел его в стихах, которые пережили маяк и донесли до нас имя его создателя.
Александрийский маяк описывали античные историки и путешественники, в том числе «отец истории» Геродот. Самое полное описание Фаросского маяка в 1166 году составил Абу эль-Андалусси – известный арабский путешественник, который заявил, что маяк был не только полезным сооружением, но и достойным украшением Александрии.

Тревожные сигналы о разрушении Александрийскго маяка начали появляться во времена падения Римской империи. Его не поддерживали в надлежащем состоянии, и некогда величественное строение стало приходить в упадок. Течение нанесло в бухту ил, корабли не могли больше заходить в порт Александрии, и потребность в маяке на острове Фарос постепенно отпала. Со временем бронзовые пластины-зеркала Александрийского маяка растащили и переплавили – предполагается, что они «разошлись» по всему миру в виде монет и осели в коллекциях нумизматов.
Величественное здание долго не хотело сдаваться и боролось до последнего, выдержав три землетрясения и рухнув во время четвертого в 1375 году.

В 14 веке н.э. Египет заселили шустрые арабы. Первым делом они закатали рукава и попытались восстановить Александрийский маяк. Но их рвения хватило только на 30-метровое сооружение - далее строительные работы заглохли. Почему арабы не продолжили восстановление Фаросского маяка - история умалчивает.
И только через 100 лет в том месте, где был воздвигнут Александрийский маяк, султан Египта Кайт-Бей построил крепость - она стоит там до сих пор, благополучно дожив до сегодняшнего времени. От самого Александрийского маяка остался только цоколь, целиком встроенный в крепость.

Маяк, вернее, все, что осталось от него, обнаружили в 1994 году - некоторые фрагменты здания найдены на дне моря - археологи обрадовались этому сообщению из исторического прошлого. А в мае 2015 года египетское правительство приняло решение заново соорудить Фаросский маяк на том же месте, где был когда-то возведен оригинал.
Самая большая сложность при попытке построить точную копию сооружения – отсутствие «прижизненных» изображений Александрийского маяка, посему архитекторам придется попыхтеть, опираясь только на сведения из описаний в нескольких письменных арабских источниках и фото руин.
Облик Фаросского маяка реконструировали с помощью компьютерного моделирования - реконструкции маяка немного похожи на нью йоркский небоскреб Эмпайр Стейтс Билдинг.
Еще одной возможной подсказкой для создания проекта будущего маяка может стать гробница в египетском городе Абусир. Ее построили в тот же период, что и Александрийский маяк. В народе башню даже называют маяком Абусира. Историки предполагают, что ее специально построили как уменьшенную копию Фаросского маяка.

Кстати, копия Александрийского маяка построена в китайском развлекательном парке Window of the World.
И интересно - предполагается, что при первых попытках определения радиуса Земли древнегреческие ученые использовали Александрийский (Фаросский) маяк.

После завоевания Египта Александром Македонским был основан город, названный в его честь Александрией. Город начал активно развиваться и процветать, стал крупным центром морской торговли. Вскоре возникла и острая необходимость в сооружении Александрийского маяка.

Александрийский маяк. Информация и интересные факты

Местом для маяка был выбран остров Фарос, находящийся в 1290 метрах от Александрии. Возведением Фаросского маяка, ставшего позже седьмым чудом света, руководил архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда.

Для обеспечения подвоза строительных материалов к острову была сооружена дамба. Само строительство было исполнено по меркам древнего мира молниеносно, заняло всего шесть лет (285-279 годы до н.э.). Новая постройка сразу же «выбила» стены Вавилона из списка классических чудес света , и заняла там почетное место и до наших дней. Высота Александрийского маяка по оценкам современников достигала 120 метров. Свет, проецируемый с башни Александрийского маяка, был виден на расстоянии до 48 километров.

В маяке выделялось три яруса.

Первый ярус имел квадратную форму со сторонами 30,5 метров, ориентированными по сторонам света. Общая высота этого яруса составляла 60 метров. Углы яруса занимали статуи тритонов. Само помещение предназначалось для размещения рабочих и охраны, кладовых под топливо и продукты.

Средний ярус Фаросского маяка имел восьмиугольную форму с гранями, ориентированными по преобладающим здесь ветрам. Верхнюю часть яруса украшали статуи, часть которых функционировала в качестве флюгеров.

Верхний ярус цилиндрической формы исполнял как раз роль фонаря. Он был обнесен восемью колоннами, накрытыми куполом-конусом. Верх купола Фаросского маяка украшала семиметровая статуя Исиды-Фарии (попечительница мореплавателей). Мощный светильник проецировался с помощью системы вогнутых металлических зеркал. О доставке топлива на вершину Александрийского маяка бытуют давние споры. Одни предполагают, что доставка осуществлялась с помощью подъемных механизмов по внутренней шахте, другие же говорят, что подъем производился с помощью мулов по спиральному пандусу.

Также в маяке была и подземная часть, где располагались запасы питьевой воды для гарнизона. Стоит упомянуть, что маяк выполнял также и роль крепости, охраняющей морской путь в Александрию. Сам Фаросский маяк был даже обнесен мощной оградой с бастионами и бойницами.

В XIV веке чудо света Фаросский маяк был разрушен землетрясением. В настоящее время о внешнем виде седьмого чуда света свидетельствуют только изображения на римских монетах и останки развалин. Так, например, исследования 1996 года позволили отыскать на дне моря останки Александрийского маяка.

Маяк на римских монетах

Через сотню лет после разрушения на его месте султан Кайт-бей построил форт. И в настоящее время появляются инициаторы, желающие реконструировать Фаросский маяк, на том месте, где он первоначально находился – на острове Фарос. Но власти Египта пока не хотят рассматривать эти проекты, и крепость Кайт-бей продолжает охранять место былого великого сооружения древности.

Крепость Кайт-Бей

После завоевания Египта в 332 г. до н.э. Александр Македонский основал в дельте Нила город, названный его именем - Александрия. В царствование Птолемея I город достиг богатства и процветания, а александрийская гавань превратилась в оживленный центр морской торговли. По мере развития судоходства кормчие, приводившие в Александрию корабли с грузами, все острее ощущали потребность в маяке, который указывал бы судам безопасный путь среди мелей. И в III в. до н.э. на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда, соорудил знаменитый маяк, ставший одним из семи чудес Древнего мира.
Для подвоза строительных материалов остров соединили с материком дамбой. Работы заняли всего шесть лет - с 285 по 279 г. до н.э. Увидев эту внезапно выросшую на пустынном острове башню, современники были потрясены. Из списка семи чудес света было немедленно вычеркнуто «чудо №2» - стены Вавилона, и его место туг же занял Фаросский маяк.
ста была закончена в конце лета 1997 г. В октябре 1998 г. этот проект получил престижную премию «Проект года», ежегодно присуждаемую Международным институтом бетона.

Александрийский поэт Посидипп (ок. 270 г. до н.э.) в одной из своих эпиграмм воспел это удивительное сооружение:
Башню на Фаросе, грекам спасение, Сострат Дексифанов, Зодчий из Книда, воздвиг, о повелитель Протей!
Нет никаких островных сторожей на утесах в Египте, Но от Земли проведен мол для стоянки судов,
И высоко, рассекая эфир, поднимается башня, Всюду за множество верст видна путнику днем, Ночью же издали видят плывущие морем все время, Свет от большого огня в самом верху маяка. Пер. Л. Блуменау
Таким маяк оставался и во времена римского владычества. По словам Плиния Старшего, он сиял, «как звезда во мраке ночей». Это монументальное сооружение имело высоту не менее 120 м, а свет его был виден на расстоянии до 48 км.
Согласно Страбону, маяк был построен из местного известняка и облицован белым мрамором. Декоративные фризы и орнаменты изготовлены из мрамора и бронзы, колонны - из гранита и мрамора. Маяк как бы вырастал из центра просторного двора, обнесенного мощной оградой, по углам которой возвышались мощные бастионы, напоминающие пилоны древнеегипетских храмов. D них, как и по всей стене, были прорезаны многочисленные бойницы.
Сам маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане (30,5×30,5 м), ориентированный по сторонам света и облицованный квадрами белого мрамора, имел высоту 60 м. По углам его были установлены монументальные статуи, изображающие тритонов. Внутри первого яруса располагались на разных уровнях помещения для рабочих и охраны. Там же находились кладовые, где хранилось топливо и продукты. На одном из боковых фасадов можно было прочесть греческую надпись: «Богам-спасителям - для спасения моряков», где под богами подразумевались царь Египта Птолемей I и его супруга Береника.

Восьмиугольный средний ярус меньшего размера также был облицован мраморными плитами. Восемь его граней были развернуты по направлениям господствующих в этих местах ветров. Наверху по периметру стояли многочисленные бронзовые статуи; некоторые из них могли служить флюгерами, указывающими направление ветра. Сохранилось предание, что одна из фигур протянутой рукой следовала за движением солнца и опускала руку только после его захода.
Верхний ярус имел форму цилиндра и выполнял функции фонаря. Он был окружен восемью полированными гранитными колоннами и увенчан конусообразным куполом, увенчанным 7-метровой бронзовой статуей Исиды-Фарии, попечительницы мореплавателей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что там находилась статуя морского бога Посейдона.
Световая сигнализация производилась с помощью мощного светильника, помещенного в фокусе вогнутых металлических зеркал. Предполагают, что топливо на вершину доставляли установленные внутри башни подъемные механизмы - в середине маяка имелась шахта, ведущая от нижних помещений вверх к осветительной системе. По другой версии, топливо привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами.

В подземной части маяка находилось хранилище питьевой воды для военного гарнизона, располагавшегося на острове: и при Птолемеях, и при римлянах маяк одновременно служил крепостью, препятствующей входу вражеских кораблей в главный порт Александрии.
Считается, что верхняя часть маяка (цилиндрическая, с куполом и статуей) рухнула во II в., но еще в 641 г. маяк действовал. В XIV в. землетрясение окончательно уничтожило этот шедевр древнего зодчества и строительной техники. Спустя сто лет египетский султан Кайт-бей распорядился построить на остатках фундамента маяка форт, названный именем своего создателя. Судить о внешнем облике маяка мы можем сегодня лишь по его изображениям на монетах римского времени и немногочисленным обломкам гранитных и мраморных колонн.
В 1996 г. подводным археологам во главе с известным французским ученым Жан-Ивом Эмперером, основателем Центра по изучению Александрии, удалось отыскать на морском дне остатки конструкций маяка, рухнувших в море в результате землетрясения. Это вызвало большой интерес во всем мире. В 2001 г. правительство Бельгии даже выступило с инициативой воссоздания Фаросского маяка на том же самом месте, где 2200 лет назад он был построен. Однако сейчас здесь по-прежнему высятся стены крепости Кайт-Бей, и правительство Египта не спешит с согласием на ее снос.

Фаросский, он же Александрийский маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии. Был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат Книдский. Ныне Александрийский маяк не сохранился, но найдены остатки этого сооружения, подтверждающие реальность его существования.

О том, что в районе Фароса под водой находятся остатки маяка, было известно давно. Но наличие на этом месте египетской военно-морской базы препятствовало проведению каких-либо исследований. Лишь в 1961 году Кемаль Абу эль-Садат обнаружил в воде статуи, блоки и шкатулки из мрамора.

По его инициативе из воды была извлечена статуя богини Изиды. В 1968 году правительство Египта обратилось в ЮНЕСКО с просьбой о проведении экспертизы. Был приглашен археолог из Великобритании, который в 1975 году представил отчет о проделанной работе. В нем содержался список всех находок. Таким образом, значимость для археологов данного участка была подтверждена.

Активные исследования

В 1980 году группа археологов из разных стран начала раскопки на морском дне в районе Фароса. Эта группа ученых, помимо археологов, включала в себя архитекторов, топографов, египтологов, художников и реставраторов, а также фотографов.

В результате на глубине 6–8 метров были обнаружены сотни обломков маяка, занимавшие площадь более 2 гектаров. Кроме того, исследования показали, что на морском дне находятся объекты более древние, чем маяк. Из воды было извлечено множество колонн и капителей из гранита, мрамора, известняка, принадлежащих различным эпохам.

Особый интерес ученых вызвала находка знаменитых обелисков, называемых «иглы Клеопатры» и привезенных в Александрию по приказу Октавиана Августа в 13 году до н. э. Впоследствии многие из находок были отреставрированы и выставлены в музеях разных стран.

Об Александрии

Александрия – столица эллинистического Египта – была основана в дельте реки Нил еще Александром Македонским в 332–331 годах до н. э. Город строился по единому плану, разработанному архитектором Динохаром, и был поделен на кварталы с широкими улицами. Две самые широкие из них (по 30 метров шириной) пересекались под прямым углом.

В Александрии находилось множество великолепных дворцов и царских гробниц. Здесь же был похоронен и Александр Македонский, тело которого было доставлено из Вавилона и погребено в золотом саркофаге в великолепной гробнице по приказу царя Птолемея Сотера, который тем самым хотел подчеркнуть преемственность традиций великого завоевателя.

В то время когда другие военачальники воевали между собой и делили огромную державу Александра, Птолемей обосновался в Египте и сделал Александрию одной из богатейших и красивейших столиц Древнего мира.

Обиталище Муз

Славе города во многом способствовало создание Птолемеем Мусейона («обиталища Муз»), куда царь приглашал видных ученых и поэтов своего времени. Здесь они могли жить и заниматься научными исследованиями полностью за счет государства. Таким образом, Мусейон стал чем-то вроде академии наук. Привлеченные выгодными условиями, сюда стекались ученые из разных концов эллинистического мира. Из царской казны щедро отпускались средства на различные опыты и научные экспедиции.

Привлекала ученых в Мусейон и великолепная Александрийская библиотека , в которой было собрано около 500 тысяч свитков, включая сочинения выдающихся драматургов Греции Эсхила, Софокла и Еврипида. Эти рукописи царь Птолемей II якобы попросил у афинян на время, для того чтобы писцы могли снять с них копии. Афиняне запросили огромный залог. Царь безропотно заплатил. Но возвращать рукописи отказался.

Хранителем библиотеки обычно назначался какой-либо известный ученый или поэт. Долгое время этот пост занимал выдающийся поэт своего времени Каллимах. Затем его сменил знаменитый географ и математик Эратосфен. Он сумел вычислить диаметр и радиус Земли и допустил лишь незначительную ошибку в 75 километров, что при имеющихся на тот период возможностях не умаляет его заслуг.

Разумеется, царь, оказывая ученым и поэтам гостеприимство и финансовую поддержку, преследовал свои цели: увеличить в мире славу своей страны как научного и культурного центра и, тем самым, свою собственную. Кроме того, поэты и философы должны были восхвалять его добродетели (действительные или мнимые) в своих произведениях.

Широкое развитие получили естественные науки, математика и механика. В Александрии жил знаменитый математик Евклид, основатель геометрии, а также выдающийся изобретатель Герон Александрийский, работы которого надолго опередили свое время. Например, им был создан прибор, являвшийся фактически первой паровой машиной.

Кроме того, он изобрел множество различных автоматов, приводящихся в движение с помощью пара или горячего воздуха. Но в эпоху всеобщего распространения труда рабов эти изобретения не могли найти применения и использовались лишь для развлечения царского двора.

Гениальнейший астроном Аристарх Самосский задолго до Коперника заявил, что Земля – шар, который вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. У современников его идеи вызывали лишь усмешку, но он оставался при своем мнении.

Создание Александрийского маяка

Разработки александрийских ученых находили применение и в реальной жизни. Примером выдающихся достижений науки и стал Александрийский маяк, считавшийся в ту эпоху одним из чудес света. В 285 году до н. э. остров соединили с берегом дамбой – искусственно насыпанным перешейком. А через пять лет, к 280 году до н. э., строительство маяка было завершено.

Александрийский маяк представлял собой трехэтажную башню около 120 метров высотой.

  • Нижний этаж был построен в виде квадрата с четырьмя гранями, каждая из которых составляла 30,5 метра в длину. Грани квадрата были обращены на четыре стороны света: север, юг, восток, запад – и сложены из известняка.
  • Второй этаж был выполнен в виде восьмигранной башни, облицованной мраморными плитами. Грани ее были ориентированы по направлению восьми ветров.
  • Третий этаж, собственно фонарь, был увенчан куполом с бронзовой статуей Посейдона, высота которой достигала 7 метров. Купол маяка опирался на мраморные колонны. Ведущая наверх винтовая лестница была такой удобной, что все необходимые материалы, в том числе и топливо для костра, поднимали вверх на ослах.

Сложная система металлических зеркал отражала и усиливала свет маяка, и он был хорошо виден мореплавателям издалека. Кроме того, та же самая система позволяла вести наблюдения за морским пространством и обнаруживать корабли неприятеля задолго до того, как они появлялись в пределах видимости.

Особые указатели

На восьмигранной башне, образующей второй этаж, разместили бронзовые статуи. Некоторые из них были оборудованы специальными механизмами, которые позволяли им служить флюгерами, указывавшими направление ветра.

Путешественники рассказывали о чудесных свойствах статуй. Одна из них якобы всегда указывала рукой на солнце, прослеживая его путь по небосводу, и опускала руку, когда солнце садилось. Другая на протяжении суток отбивала каждый час.

Говорили, что была даже такая статуя, которая при появлении вражеских кораблей указывала на море и издавала предупреждающий крик. Все эти рассказы не кажутся столь уж фантастичными, если вспомнить паровые автоматы Герона Александрийского.

Вполне возможно, что достижения ученого были использованы при строительстве маяка, и статуи могли производить какие-либо механические движения и звуки при поступлении определенного сигнала.

Помимо прочего, маяк был еще и неприступной крепостью с мощным гарнизоном. В подземной части на случай осады имелась огромная цистерна с питьевой водой.

Фаросский маяк не знал себе аналогов в Древнем мире ни по размерам, ни по техническим данным. До этого в качестве маяков обычно использовались обыкновенные костры. Неудивительно, что Александрийский маяк с его сложной системой зеркал, колоссальными размерами и фантастическими статуями казался всем людям настоящим чудом.

Кто создал Александрийский маяк

Строитель этого чуда Сострат Книдский высек на мраморной стене надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Эту надпись он закрыл тонким слоем штукатурки, на котором поместил восхваление царя Птолемея Сотера. Когда со временем штукатурка отвалилась, взорам окружающих предстало имя мастера, создавшего великолепный маяк.

Хотя маяк располагался на восточном берегу острова Фарос, его чаще называют Александрийским, а не Фаросским. Остров этот упоминается еще в поэме Гомера «Одиссея». Во времена Гомера он находился в дельте Нила, напротив маленького египетского поселения Ракотис.

Но к моменту строительства маяка он, по замечанию греческого географа Страбонна, значительно приблизился к берегам Египта и находился в одном дне пути от Александрии. С началом строительства остров соединили с побережьем, фактически превратив его из острова в полуостров. Для этого была искусственно насыпана дамба, которая называлась Гептастадионом, так как длина ее составляла 7 стадий (стадия – это древнегреческая мера длины, которая равняется 177,6 метра).

То есть в переводе на привычную для нас систему измерения длина дамбы составляла примерно 750 метров. Со стороны Фароса располагалась и основная, Большая гавань Александрии. Эта гавань была столь глубока, что у берега мог стать на якорь большой корабль.

Ничто не вечно

Башня – помощница я морякам, потерявшим дорогу.
Здесь по ночам зажигаю я светлый огонь Посейдона.
Рухнуть вот-вот угрожала от глухо шумящего ветра,
Но укрепил меня вновь своими трудами Аммоний.
После свирепых валов свои руки ко мне простирают
Все моряки, почитая тебя, о земли колебатель.

Тем не менее маяк простоял до XIV века и даже в полуразрушенном состоянии достигал в высоту 30 метров, продолжая удивлять красотой и грандиозностью. К настоящему времени от этого прославленного чуда света сохранился лишь постамент, который встроен в средневековую крепость. Поэтому возможности у археологов или архитекторов изучить остатки этого грандиозного сооружения практически отсутствуют. Сейчас на Фаросе находится египетский военный порт. А на западной стороне острова расположен другой маяк, который ничем не напоминает своего великого предшественника, но также продолжает указывать путь кораблям.