Этот величественный храм, расположенный на северном склоне Таганского холма, виден только непосредственно с Николоямской улицы. А кто увидит, проходя по этой, прямо сказать, малооживлённой улице, поражается его размерами и необычной архитектурой. Всех, конечно, удивляет высокая ротонда с несколькими ярусами больших окон, мало вписывающихся в архитектурный стиль храма. Вот я и решил разобраться, в чем дело?

Я вошел в ворота и поднялся вверх ко входу, который расположен за углом от мозаичного изображения Преподобного Симеона Столпника.

Вот и вход в храм.

Зайдя внутрь, я обнаружил богатое внутреннее убранство и никакого намека на объем высокого купола ротонды.

Я вышел и решил обойти церковь кругом. Вот вид с южной стороны. Стало ясно, что вход в высокую часть закрыт наглухо.

С противоположной стороны - аналогично.

Так я и ушел несолоно хлебавши и погрузился в просторы интернета для изучения вопроса. И вот что выяснил. Церковь Симеона Столпника за Яузой впервые упоминается в 1600 году, когда Борис Годунов повелел поставить здесь храм в честь святого, в день которого он венчался (как было и с храмом Симеона Столпника на Поварской). Вероятно, это был деревянный храм, позднее замененный на каменный − по крайней мере, в 1657 году храм уже значится каменным. В XVII веке слобода вокруг храма получила прозвание Семеновской − по названию прихода. Первоначально это была ямская слобода, но со временем все ямщики перебрались отсюда за Земляной вал, и их место заняли торговцы. Постепенно здесь сложилась купеческая община. Прихожане церкви Симеона Столпника решили на свои средства перестроить и обновить обветшавшее здание. В 1731 году основной объем старого храма разобрали и построили новый. В 1792 году, на средства С. П. Васильева и И. Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями, который и дошел до наших дней. Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы. Часть усадьбы примыкает непосредственно к храму. Многие считают высокую ротонду частью баташевской усадьбы.


Кому принадлежит проект храма, точно установить не удается. Есть предположение, что это кто-то из Казаковых − Матвей Федорович или Родион Родионович. Строительство храма проходило непросто. В 1798 году в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника состоялось только в 1813 году. В 1847 году был сделан новый иконостас по проекту архитектора Чичагова, а немного позднее, в 1851 году, в приделах установили меньшие иконостасы по его же проекту. В 1863 году приход Симеоновской церкви приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 кг). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского. В 1898 году перестройкой церкви занимался архитектор Н. В. Розов. В итоге к концу XIX века храм выглядел так.

Огромное здание храма в стиле классицизм смотрелось на Таганском холме величественно и видно было издалека. Основной объем храма − центрический, с высокой ротондой, поставленной на четверик с портиками. Четверик вполне пропорционален ротонде, но сейчас последняя визуально выглядит выше, чем изначально, за счет трех ярусов окон, прорубленных в ней в советское время. Прежде же в ротонде были высокие окна с полукруглыми завершениями, их обрамляли парные пилястры. В куполе сделаны круглые оконца − люкарны, а венчал основной объем очень тонкий барабан с крошечной главкой.

В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII век), в соседнюю Покровскую церковь, расположенную на противоположной стороне Николоямской улицы. А после закрытия Симеоновской церкви в 1929 году и сам перешёл туда служить. В советское время здание храма передали в Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. До 1990-х храм так и оставался в ведении Мосгорисполкома. Здание полностью перепланировали и сделали семиэтажным, пробив в ротонде 3 ряда окон. Колокольню сломали до первого яруса. Здание храма постепенно ветшало и в итоге к концу прошлого века приобрело плачевный вид.

В 1995 году после реставрации возобновились богослужения, при храме открыли воскресную школу. Действуют иконописная и реставрационная мастерские, издательство. Внутреннее убранство храма за последние годы было восстановлено. Службы ведутся в трапезной части храма, так как в ротонде по-прежнему остаются перекрытия этажей. Поэтому величественная ротонда пока продолжает удивлять прохожих множеством мелких окошек, так не соответствующих замыслу московских архитекторов, возводивших храм.

Будем надеяться, что придет время, когда Храм приобретет свой естественный вид.


Для получения увеличенного изображения кликните мышкой на фотографии.

Адрес: Москва, ул. Поварская, 5, стр. 1

Храм преподобного Симеона Столпника относится к так называемым «огненным храмам», возводившимся в Москве с середины XVI века.

Храм на месте современного здания церкви Симеона Столпника впервые упоминается в архивах с 1624-1625 годов. Вероятно, еще во времена Бориса Годунова здесь стояла деревянная церковь. В архивных документах она впервые упоминается как храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы (по главному престолу), что «за Арбатскими вороты в Поварской улице».

В церкви также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и во имя святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. В дальнейшем храм именуется как храм преподобного Симеона Столпника на Дехтяреве огороде, на Арбате, у Арбатских ворот или на Поварской.

Местность эта была дворцовой Поварской слободой, где жили люди из штата Сытного дворца (по данным 1573 г. их было почти 500 человек: повара, хлебники, помясы, скатертники, подключники…). Отсюда и пошли названия улиц и переулков между нынешним Новым Арбатом и Б. Никитской: Поварская улица, Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки.

Слобода царских поваров была богатой - к XVII веку в ней значится два храма.

Название храма Симеона Столпника связывают с именем Бориса Годунова, который венчался в праздник этого святого и, вероятно, повелел поставить здесь (и не только здесь) деревянный храм в его честь и в память о своем венчании.

Современную каменную церковь из большемерного кирпича построили в 1676-1679 годах на средства казны царем и великим князем Федором Алексеевичем.

Небольшое здание выполнено в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма - Введенский, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 г. был переосвящен во имя Димитрия Ростовского. Приделы примыкают к изначально более низкой трапезной, которая позднее была поднята в сводах и вытянута в длину с запада, слегка «обняв» открытый первый ярус колокольни.

Внешнее убранство церкви просто и в то же время позволяет ей выглядеть очень нарядной. В первую очередь это достигается благодаря верхней части основного объема с рядами кокошников и узорчатыми барабанами под небольшими луковками куполов. С ними перекликается ажурный шатер колокольни с арочными проемами и двумя рядами окошек-«слухов», обрамленных наличниками. На колокольне были колокола литья мастера Федора Дмитриевича Моторина (1630-1688), основателя знаменитой династии литейщиков (утрачены в 1930-х гг.). Под рядами кокошников проведен широкий резной фриз. Пышно украшены и барабаны приделов. Как это было со многими «огненными» храмами (четверик которых украшали ряды кокошников), ярусное покрытие храма Симеона Столпника было заменено на более простое и практичное четырехскатное, и восстановлено только при реставрации в 1966 г.

В 1812 году храм Симеона Столпника был разграблен, сильно обгорел во время пожара. Ценности расхищены. После освобождения Москвы от наполеоновских войск прихожане храма во главе с его настоятелем Стефаном Никитичем Поповым полностью восстановили церковь и владения причта к 1818 г.

Храм был популярен среди москвичей как место венчания. Здесь в 1801 г. состоялось одно из самых известных и нашумевших венчаний - графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалевой. Здесь же в 1816 г. венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина.

Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В. Гоголь, живший с декабря 1848 года у графов Толстых в доме Талызина на Никитском бульваре. Священник церкви причащал умирающего писателя в феврале 1852 года.

В 1866 г. в храме Симеона Столпника венчался известный общественный и религиозный деятель К.П. Победоносцев с Е.А. Энгельгардт.

Метрика 1887-1891 готов так описывает этот храм:
«[Церковь] Во имя Преподобного Симеона Столпника, именующаяся так по приделу в честь сего святого; настоящая в честь «Введения во храм Персвятой Богородицы» (на Поварской). [Церковь] каменная <...> квадратная, одноэтажная. Алтарь главной церкви с одним полукружием. (Приделы одноапсидные). Вышина церкви 10 саженей, длина 16 саженей и 1 1/2 аршина, ширина 8 сажень и 1 аршин. [Построена] из кирпича. Стены выкладены сплошною кладкою. Связи в стенах железные. Наружные стены гладкие. Есть карнизы в виде поясков на трапезной церкви, а на настоящей церкви между поясками есть зубчики. Кровля шатровая, на трапезной церкви в два ската, на настоящей - в четное ската, вся из железа, выкрашена краскою. Подзоры железные. Кровля старая. Фонарь на сводах глухой.

Глав на всей церкви с колокольнею - 9, из них 5 большого размера находятся над срединою настоящей церкви, остальные над тремя алтарями настоящей и трапезной церкви и над колокольнею. Главы покрыты белым железом. Кресты на главах медные, осьмиконечные, с цепями, спускающимися к главам.

Окна широкие, квадратные. В главном алтаре одно окно, и по одному окну в каждом из двух предалтариях. В алтарях трапезной церкви по два окна и все окна в один свет, с прямыми перемычками. Наличники у окон гладкие из кирпича. Окна прямые с отливами внутрь. У окон решётки железные, крашеные.

Дверей входных четверо, из них одни на западной стороне церкви, двое - на северной и одна с южной стороны. Все двери железные. Прежде существовал вход с северной стороны в виде крытой галереи, который наглухо заложен неизвестно когда. Паперть устроена с одной стороны.

Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь от храма отделяется только в настоящей церкви каменною стеною с тремя пролетами. Приделов в церкви два. Западный притвор - трапезной устроен в виде палаты, от храма отделяется глухою стеною с одним пролётом в виде арки.

Своды устроены в настоящей церкви четырехсторoнние, опираясь на стены, соединенные вверху железными связями.

Своды трапезной церкви в одной части шатровые, в другой полукруглые, и как те, так и другие опираются на два столба. Среди трапезной церкви поставлено два столба, четверогранные, гладкие, без карнизов. На каждом из них имеется по одной впадине для образов. Решеток кругом их и лавок нет.

Пол лещадный как в алтарях, так и во всем храме с притвором.

Алтарь в настоящей церкви троечастный, разделённый двумя арками. В правом предалтарии находился ризница, в левом предалтарии жертвенник. Своды в алтаре лежат на стенах. Окон в алтаре и предалтариях три.

Помост в алтаре выше помоста храма на одну ступень. Два придельные алтаря одночастные, каждый о двух окнах, с полукруглыми сводами.

Все три престола деревянные, без возвышений от помоста. Престолы квадратные, в настоящей церкви - 1 1/2 аршина, в трапезной церкви 1 аршин и 4 вершка.

Иконостасы нового устройства, резные, из дерева, резьба помещена на золотом поле в визе веток, звёздочек и т.п. В настоящей церкви иконостас четырехъярусный. Царские двери, состоящие из двух створок, гладкие, золочёные, местами покрыты резьбою. Форма верхушек царских дверей в настоящей церкви прямая, гладкая, в трапезной - на одних изображение чаши, на других - лучи образного сияния. Иконостасы трапезной церкви в три яруса.

Солея пред алтарём от одного клироса до другого каменная, выше помоста храма на одну ступень и от последнего решёткою не отделена.

В настоящей церкви амвонное место выделяется из солея и сделано из белого камня. Сени над ним нет. Клиросы одной стороной примыкают к стенам церкви, другие стороны, боковые, сделаны из балясника, задние глухие, с вставленными в них иконами. Особых в них украшений нет.

Колокольня построена в одно время с церковью и из такого же материала. Форма её от основания квадратная, а верх в виде башни. Каких-либо изображений и надписей нет.

Колоколов всех восемь. На одном надпись: «Лета 7185 августа в 3 день вылит сей колокол при державе Великого Государя и Великого князя Феодора Алексеевича всея Великой и Малой и Белой России самодержца. Лил сей колокол мастер Маторин».

Стены церковные расписаны живописным письмом. Церковь настоящая расписана вся, трапезная только местами, в сводах.

На иконе Симеона Столпника находится надпись: «Лета 7132 ноября 22 дня при державе Государя и Великого князя Михаила Феодоровича - всея России и при Святейшем Филарете патриархе Московским и всея России поставлен сей образ в церковь Симеона Столпника что за Арбатскими вороты на Дехтяреве огороде. Гавриил Александров сын Протасов». Местно чтимая икона свт. Димитрия, Митрополита Ростовского Чудотворца. Какие из древних икон находятся в иконостасе неизвестно. 1887 года февраля 3 дня».

В 1930-е годы церковь уцелела и оставалась действующей. С 1934 года по 1938 год в здании храма проходили службы «обновленцев». Настоятелем стал архиепископ-обновленец Евстафий, которого в 1938 г. арестовали и отправили в лагеря. Как вспоминали местные старожилы: в церкви служил батюшка, которого называли «красный поп», из-за того, что два его сына окончили Коммунистическую академию. В 1941 г. храм закрыли; 22 сентября 1938 года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. Снесли красивую ограду, разобрали часть деталей самой церкви. В бывшей церкви разместились трудовые мастерские глухонемых, работавшие во время войны на нужды фронта. После войны церковное здание занимала мастерская «Мединструмент».

Полуразрушенная церковь достояла до решения о строительстве новой московской магистрали – проспекта Калинина на месте бывшей царской Кречетной слободы. Первоначально церковь, не вписывавшуюся в ряд новостроек из стекла и бетона, собирались снести, но усилиями общественности ее удалось спасти. Большую роль в сохранении храма Симеона Столпника как исторического памятника сыграл архитектор-реставратор Леонид Иванович Антропов.

В.А. Десятников рассказал в своей книге об этом: «Москва ему [Л.И. Антропову] обязана спасением многих архитектурных достопримечательностей. Среди них церковь Симеона Столпника XVII века, что на углу Нового Арбата и Поварской. <...> То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не бывшего главного архитектора Москвы и автора проспекта М.В. Посохина. Сохранил ее для Москвы Л.И. Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г.В. Алферова и П.Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану».

В 1966 г. началась реставрация, восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. Автором проекта реставрационных работ была Ольга Дмитриевна Савицкая.

Были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви. В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстановлены на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Были также восстановлены первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

В 1968 г. здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нем разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т.д. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены.

Позже, к 1990-м гг. в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.

В 1990 году, наконец, вновь были воздвигнуты ажурные позолоченные кресты, пролежавшие четверть века в подвале. В свое время за это поратовал тогдашний заместитель председателя Мосгорисполкома Матросов.

В 1991 г. храм возвратили церкви, ее заново расписали молодые художники. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан. В 1992 году возобновилось богослужение.

Источники иллюстраций:
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882.
hram.codis.ru

Обновлено: 30.01.2017

Церковь Симеона Столпника выстроена в 1676, а по иным сведениям, в 1679 году, и представляет собой один из образцов московского приходского храма XVII века в стиле «узорочья», дошедшего до нас в почти неизменном виде. Храм имеет типичную для своего времени планировку: примыкающие друг к другу четверик, трапезная и колокольня выстроены по одной линии с востока на запад. Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом и увенчан пятью главами на глухих барабанах, с востока продолжен трехчастной апсидой. По обеим сторонам трапезной выстроены два придела, каждый со своей главой и апсидой. С севера, подчеркивая связь храма с Поварской улицей, к четверику примыкает крыльцо с двускатной крышей на массивных столбах. Здание возведено из большемерного кирпича на белокаменном цоколе.

Впоследствии храм подвергался небольшим перестройкам. Трапезная была несколько удлинена в сторону запада. На фотографии конца XIX века из альбома Найденова можно увидеть, что покрытие храма было подвергнуто типичному для многих московских храмов XVII века упрощению: завершение четверика ярусами кокошников заменено четырехскатной крышей, а приделы подведены под единое с трапезной высокое двускатное покрытие, доходившее до яруса звона колокольни. В ходе реставрации 1960-х годов оригинальные завершения были восстановлены.

Главный престол храма освящен в честь праздника Введения. Храмом Симеона Столпника церковь именуется по одному из приделов (второй придел – св. Николая, был около 1759 года переосвящен во имя Димитрия Ростовского). Посвящение Симеону Столпнику сохранилось от более древнего храма, стоявшего на этом месте и впервые упоминаемого в 1625 году. Предполагается, что первоначальный храм был выстроен в связи с венчанием на царство Бориса Годунова, которое состоялось в день празднования Симеона Столпника. Вероятно, что древний храм был возведен по указанию самого Бориса Годунова.

В храме состоялось венчание Н. П. Шереметева с П. И. Жемчуговой-Ковалевой (в 1801 году), С. Т. Аксакова с О. С. Заплатиной (в 1816 году). Священник этого храма в 1852 году причащал перед смертью жившего неподалеку Н. В. Гоголя. Весьма краткое упоминание о храме можно найти в седьмой главе «Евгения Онегина»: «В Москве, живет у Симеона».

В советское время храм был закрыт (не позднее 1940 года), предполагался на слом, стоял в руинированном состоянии. При строительстве Нового Арбата церковь была отреставрирована с максимальным восстановлением облика XVII века. Установлены были даже кресты на главах, но вскоре по указанию властей их убрали. Расположение храма оказалось очень выгодным: в самом начале Нового Арбата, на небольшом возвышении, склоны которого покрыты газоном, он хорошо виден с широкого проспекта. Почти сразу после реставрации, в 1968 году храм стал выставочным залом Всероссийского общества охраны природы. В нем проходили выставки мелких животных, птиц, аквариумных рыбок.

Возвращен верующим в 1992 году, богослужения возобновлены. Храмовая икона Симеона Столпника, сохраненная прихожанами, была возвращена на свое место в храме.



Храм преподобного Симеона Столпника впервые упоминается в архивах с 1624-1625 годов. Здание было выстроено на месте древнего, скорее всего, деревянного храма, стоявшего здесь со времен Бориса Годунова. На храмовой иконе преподобного Симеона Столпника (к сожалению, не сохранившейся) была надпись - «лета 7132» (1624 год по современному летоисчислению). Современное каменное здание выстроено в 1676-1679 годах на средства казны, царем и великим князем Федором Алексеевичем. В архивных документах храм впервые упоминается как храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (по главному престолу), что «за Арбатскими вороты в Поварской улице». В храме также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. В дальнейшем храм именуется как храм преподобного Симеона Столпника на Дехтяреве огороде, на Арбате, у Арбатских ворот или на Поварской. Земельный участок под церковными владениями и владениями причта занимал довольно значительную площадь на пересечении улиц Большая Молчановка и Поварская. Храм относится к так называемым «огненным» храмам, которые возводились в Москве с середины XVI века (например, церкви святителя Николая в Пыжах, Знамения у Петровских ворот, Введения Богородицы во храм в Садовниках). В течение XVII-XVIII веков здание не раз перестраивалось и обновлялось. В 1735 году рачением князя И.А. Голицына в память его усопших родителей был восстановлен и заново освящен придел святителя Николая, в 1738 году обновлялся престол, жертвенник и мост, а в 1798 году - алтарь. Когда в сентябре 1812 года французы вступили в Москву и начали разграбление города, они не пощадили и церквей. Не избежал плачевной участи и храм Симеона Столпника. По данным Московской Консистории, он, как и многие другие столичные храмы, обгорел во время пожара. Священнослужители во главе с настоятелем Стефаном Никитичем Поповым и прихожане с усердием и любовью принялись за восстановление обгоревшей и оскверненной святыни. В архивах сохранилось «Дело об освящении церкви Симеона Столпника, что на Поварской» 1812 года. К 1818 году были полностью восстановлены и владения причта, также обгоревшие во время пожара. Как выглядел храм преподобного Симеона Столпника на Поварской к концу XIX века, можно узнать из метрики 1887-1891 годов. В 1917 году большевики начали закрывать и разрушать храмы. С 1934 года по 1938 год в здании храма проходили службы «обновленцев». В 1938 году храм был закрыт. По одной из версий, закрытие храма было связано с тем, что дочь Ф.И. Шаляпина заказала здесь отпевание отца. В сентябре 1938 года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. В дальнейшем здание храма использовалось для самых разных целей. Например, храм заняла мастерская «Мединструмент», а с 1968 года в здании храма размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. В результате многочисленных перестроек советского времени и использования храма не по назначению здание в значительной степени утратило художественно ценный облик и находилось в тяжелом техническом состоянии. Ко времени реставрации 1965-1966 годов были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и подшит потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров. Храм был отреставрирован в 1965-1966 годах, когда московские власти задумали на месте уютных арбатских переулков и знаменитой Собачьей площадки проложить широкий проспект, который должен был олицетворять собой новую, социалистическую Москву. Храм, якобы мешающий прокладке нового проспекта, несколько раз собирались сносить. Наконец, было принято решение о реставрации храма. Не последнюю роль в сохранении храма Симеона Столпника как исторического памятника сыграл архитектор-реставратор Л.И. Антропов, друг и соратник выдающегося деятеля отечественной культуры П.Д.Барановского, спасшего и вернувшего к жизни многие архитектурные памятники прошлого. В.А.Десятников, работавший с Л.И.Антроповым в Научно-методическом совете по охране памятников, рассказывает в своей книге «С Крестом и без Креста»: «Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г.В.Алферова и П.Д.Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану». Реставрационные работы проводились в 1965-1966 годах ЦНРМ МК СССР. Автором проекта реставрационных работ была О.Д.Савицкая. Проект предполагал восстановление памятника методом целостной реставрации на основе данных натурного обследования, дополнительного использования аналогий и архивных фотографий памятника. В результате проделанных работ были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви.В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстановлены на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Были также восстановлены первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление. Храм был восстановлен и отреставрирован. Оставалось только водрузить на главах сохранившиеся кресты, но это не было сделано. С 1968 года храм был занят Выставочным залом Всероссийского общества охраны природы. К этому времени росписи в храме были практически уничтожены, лишь в северной и южной стенах остались вмурованные белокаменные плиты XVII-XVIII веков. Храм поставили под государственную охрану (охранный документ за № 268). Он стал излюбленным фрагментом композиций на тему «Старая и новая Москва». В 1990 году, на главы, наконец, вновь были воздвигнуты ажурные позолоченные кресты, пролежавшие четверть века в подвале. А в 1991 году храм было решено вернуть верующим. 1992 году состоялось малое освящение храма, начались службы. Но возвращенное Церкви здание было в самом плачевном состоянии. Голые стены снаружи и внутри, разрушенные престолы… Но храмы не умирают, и постепенно, усилиями отца-настоятеля Сергия Никитина и прихожан, храм начал оживать. И, наконец, на двери храма появилась табличка: «Храм открыт».

http://simeon-stolpnik.narod.ru/index/0-19

Храм расположен в районе Таганский, (Николоямская улица, д. 10). Главный престол освящён в честь преподобного Симеона Столпника; приделы в честь Николая Чудотворца, в честь святителя Димитрия Ростовского. 1 сентября 1598 года, в день памяти Симеона Столпника, Борис Годунов официально взошёл на трон. В этом же году, чтобы отметить день своего венчания на царство, Годунов основал новую церковь. Деревянная церковь Симеона Столпника была построена в 1600 году. В 1657 году Симеоновская церковь уже упоминается как каменная. В 1731 году прихожане храма на свои средства начали его перестройку.

Согласно храмовым записям, Никольский придел освятили в ноябре 1731 года. Только через два года, в октябре 1733 года, был освящён главный престол в честь преподобного Симеона Столпника. В 1763-1768 годах, на средства суконного фабриканта А.И. Маленькова по проекту И.М. Назарова, была построена новая трапезная с приделами Святителя Николая и Димитрия Ростовского. В 1785 году была построена церковная ограда с воротами, которая сохранилась до настоящего времени. В 1789 году была построена новая колокольня. В 1792 году, на средства С.П. Васильева и И.Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями дошедшего до наших дней. Иван Родионович Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов в Нижегородской, Тамбовской и Владимирской губерниях. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы (с 1878 года здание усадьбы занимает Яузская больница). Возможным автором проекта храма мог быть талантливый московский архитектор Родион Казаков.

Строительство храма проходило непросто. В 1798 году, в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника состоялось только в 1813 году. В 1847 году, по проекту архитектора Н.И. Чичагова, был сделан новый иконостас. К 1851 году он также создал иконостасы и для приделов. Расположенный на Таганском холме огромный Симеоновский храм был виден издалека. Построен он был в стиле классицизма. Над четвериком с портиками возвышалась высокая ротонда. Смотрелись они очень гармонично за счёт высоких ворот четверика и высоких окон ротонды. Купол храма украшали круглые окошки — люкарны и тонкий барабан с маленькой главкой. В последующие годы продолжалось обновление храма. В 1851 году была перестроена трапезная. В 1863 году приход Симеоновской церкви приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 кг). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского.

В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский, желая спасти святыни храма, перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII в.), в соседнюю Покровскую церковь (на Лыщиковой горе), расположенную на противоположной стороне Николоямской улицы. А после закрытия Симеоновской церкви в 1929 году (по другим данным 1926 год) и сам перешёл туда служить. Зимой 1979 года в память о ранее закрытом Симеоновском храме, в главном алтаре Покровской церкви был освящён приставной престол в честь преподобного Симеона Столпника. После закрытия Симеоновской церкви здание храма было переоборудовано под учреждения. Два верхних яруса колокольни были разобраны, осталась только нижняя часть с полуколоннами. Главный объём храма был разделен на 7 этажей. На месте высоких ворот четверика и окон ротонды были пробиты дополнительные окна. После этих преобразований здание храма утратило свою гармонию, так как ротонда теперь выглядит по отношению к четверику непропорционально высокой. Первоначально здание Симеоновской церкви занимал Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. А с 1965 года здесь расположился Городской учебный комбинат управления кадров и учебных заведений Мосгорисполкома. В 1995 году в Симеоновской церкви были возобновлены богослужения. В торжественной обстановке в храм были возвращены особо чтимые иконы преподобного Симеона Столпника и святителя Димитрия Ростовского. .

Источник - wikipedia



Храм был построен в самом конце XVI века и с тех пор несколько раз перестраивался, пока не обрел свои окончательные архитектурные формы. С древних времен повелось на Руси в память о каком-либо важном событии воздвигать храмы в честь Господского или Богородичного праздника или во имя святого, память которого приходилась на этот день. В день 1 сентября 1598 года в Московском царстве произошло событие, которое было очень важным и значимым для современников его, а в истории Государства Российского обозначила крутой перелом, смену эпох: на Московское царство венчался первый избранный царь всея Руси - Борис Феодорович Годунов. В числе «коронационных» мероприятий было, по преданию, повеление воздвигнуть храм во имя преподобного Симеона Столпника, память которого празднуется 1 сентября. Скорее всего, 1 сентября 1598 года было только дано повеление устроить храм, а строительство его, по данным историка московских древностей И. Снегирева, было завершено в 1600 году.

Письменных источников об основании храма, его строительстве и первых десятилетиях существования не сохранилось. Первое упоминание о храме в письменных источниках относится к 1625 году, в книге Патриаршего приказа записано: Церковь св. Симеона Столпника, что за Яузою, по окладу дани один рубль, сентября в 12-й день те деньги за нынешний 133-й год (имеется в виду 7133 год по принятому в то время счислению лет от сотворения мира, что соответствовало 1625 году по Рождестве Христовом) взяты сполна, деньги платил поп Тит. Следующее упоминание о Симеоновской церкви содержится в писцовых книгах за 1639 г.: там говорится о разрешении на расширение церковного погоста за счет земель запустевших дворов, что свидетельствует о развитии церковного прихода. С 1731 года начинается новый период в истории храма, который подробно отображен в исторических документах. В мае 1731 года приходской священник Петр Никонов от лица прихожан обратился к императрице Анне Иоанновне с прошением, в котором просил разрешение на строительство нового каменного храма взамен уже обветшавшего и требовавшего ремонта и поновления здания. Всемилостивейшее разрешение было получено, и уже в октябре того же года последовало новое прошение настоятеля - об освящении нового Никольского придела, которое состоялось 9 ноября. Через два года, в октябре 1733 года, протопопом Большого Успенского собора Феодором Никитиным был освящен и главный, летний храм.

В 1752 году в Русской Православной Церкви произошло знаменательное событие - были обретены нетленные мощи святителя Ростовского Димитрия, к которым сразу же устремились паломники всякого рода и звания со всей России. Сразу же после канонизации святителя Димитрия повсеместно стали сооружаться храмы и престолы во имя первого святого Синодального периода истории Русской Церкви. В течение весьма короткого промежутка времени в одной только Москве было освящено в его честь 12 престолов. Прихожане Симеоновской церкви не замедлили последовать этому благому примеру.

Капитан архитектуры И. М. Назаров, прихожанин Симеоновского храма, разработал новый план трапезной церкви, более вместительной (приход церкви к тому времени значительно увеличился), с двумя боковыми приделами, и обещал осуществлять наблюдение за строительством. Богатый купец А. И. Малиньков обязался финансировать строительство не только храма, но и колокольни. Во второй половине 1763 года приступили к строительству, которое продолжалось более 4 лет. В конце 1768 года оба придела, богато украшенные и снабженные всем необходимым для богослужения, были освящены. Строительство колокольни по каким-то причинам было отложено. Ее построили только в 1789 году на средства А. И. Малинького. В 1785 году территория храма была обнесена каменной оградой. К концу века летний храм с главным приделом во имя преподобного Симеона Столпника сильно обветшал. В начале 1792 года священник Николай Феодоров по совету с богатыми прихожанами храма подал митрополиту Платону (Левшину) прошение о строительстве нового холодного храма. Ответ на прошение гласил: Да благословит Бог святое дело. Храмоздательная грамота была выдана 10 марта 1792 года. мае приступили к строительству храма. Суздальские мастера-каменщики работали быстро и споро, и вскоре уже стены храма поднялись на полную высоту.

Проектом было предусмотрено строительство храма в форме ротонды с высоким и мощным куполом, высота которого должна была соответствовать высоте столпа преподобного Симеона Столпника. Однако из-за нарушения технологии строительства почти построенная церковь рухнула, сильно повредив при этом и трапезную часть. Снова собрали деньги. На сей раз в сборе средств участвовал новый прихожанин храма - один из богатейших людей того времени заводчик И. Р. Баташев, которому приход уступил часть церковной земли под строительство его нового дома. Этот дом стал одним из самых больших и роскошных домов в Москве.

Вновь церковь была построена вчерне в самом конце века. Строили ее по тому же самому проекту, по которому строили в первый раз. Считается, что этот проект происходил из мастерской архитектора Родиона Родионовича Казакова. Отделка церкви растянулась еще на 10 лет, но когда уже почти все было готово к освящению, началось нашествие наполеоновских войск. В конце 1812 года храм сильно пострадал от пожара и бесчинств французских солдат. После бегства Наполеона из Москвы служители храма вернулись на пепелище. Деревянные дома настоятеля и причта сгорели, а новый красавец-храм превратился в почерневший остов. Казалось бы, от такого разорения могли опуститься руки и у самых сильных духом и крепких в вере людей. Уже к августу 1813 года главный храм был отремонтирован и снабжен всем необходимым на средства благотворителей и простых прихожан. Восстановление теплых приделов затянулось до 1820 года, так как они гораздо больше, чем летний храм, пострадали во время пожара и лишились всего своего внутреннего убранства. Освящение Димитриевского придела состоялось в декабре 1820 года.

В 20-40 годах XIX века капитальные работы в храме не велись, но продолжалось его благоукрашение. В 40-е годы приступили к созданию нового иконостаса для главного храма. В 1852 году в потолках теплой церкви появились трещины. При осмотре перекрытий было обнаружено, что балки обвисли, перекрытия сгнили. Необходимость капитального ремонта была очевидной, но настоятель храма по совету со старостой А.П. Русиновым и купцом Х. Протопоповым решился на строительство нового храма. По подписке среди прихожан храма было собрано 18 000 рублей. В прошении на имя святителя Филарета говорилось, что придельные храмы, построенные в 1768 году тщанием прихожанина Алексея Малинького, тесны и ветхи - потолки деревянные ненадежны, балки значительно обвисли, накаты от долговременности предались гнилости, настоящие стены каменного свода выдержать не могут, ибо и прежде подобный свод упал, и по сей причине устроен потолок деревянный. Иконостасы тоже ветхи и очень скудны. Для устранения всех этих неудобств и недостатков предполагалось построить новую церковь, распространив ее, сколько дозволяет местность, в ширину на две сажени (4,3 м) и в длину на одну сажень (2,1 м), под церковью устроить духовую печь, вместо потолков - каменные своды, вместо старых скудных иконостасов - новые, со сплошной позолотой. Автором проекта был тот же архитектор, который устраивал иконостас главного храма, - архитектор Н. Чичагов.

Все запланированные работы по строительству и обустройству новой трапезной церкви были завершены в 1854 году. Малое освящение обоих приделов было совершено архимандритом Берлюковской пустыни Венедиктом. В 1863 году почетный гражданин Москвы купец Онисим Пименович Тюлаев и купец Григорий Николаевич Воронин изъявили желание подарить Симеоновской церкви колокол весом в 400 пудов. По благословению святителя Филарета был отлит колокол, который потянул на 418 пудов. Для нового колокола были укреплены стены колокольни.
До конца XIX века продолжались работы по благоукрашению и перестройке храма. Проект перестройки составил прихожанин храма архитектор Розов. Была растесана арка, отделяющая теплый храм от холодного, проведены дополнительные тепловые ходы, пол в холодной церкви понижен на две ступени и сведен на уровень полов в теплых храмах. Заново вызолочены иконостасы, в холодном храме заменен обветшавший к тому времени престол. Все работы были завершены в 1899 году, и в новый век храм преподобного Симеона Столпника вступал окончательно и добротно устроенным.

Внутреннее убранство вполне соответствовало его величественному внешнему виду. Все иконы в нижних ярусах и многие из тех, что помещались в верхних ярусах иконостасов, были украшены богатыми серебряными ризами, изготовленными лучшими московскими мастерами. Самым почитаемым был чудотворный образ Небесного покровителя храма - преподобного Симеона Столпника. Древних икон в храме не было. Чтимой святыней храма стал малый равноконечный серебряный крест, в котором находились частицы мощей святителя Василия Великого, святителя Николая Чудотворца, святителей Московских Алексия и Ионы, святителя Иоанна Милостивого, мученика Феодора Тирона, преподобного Антония Римлянина, мученицы Ирины, Варсонофия Тверского, и великомученицы Екатерины. Крест был вложен в икону, которая выносилась на крестные ходы. Также церковь была украшена и картинами.

Ко времени построения храма во имя преподобного Симеона Столпника Заяузье, населенное в основном ремесленным людом, жившим в слободах, называвшихся по роду занятий своих поселян: Ямская, Кузнецкая, Гончарная, Тетеренская, Стрелецкая и т.д., находилось за городской чертой. В 17 веке Заяузье было причислено к Москве и обведено Земляным валом. В приход Симеоно-Столпнической церкви были записаны 2 слободы - Новая Заяузская и Тетеренская. Территория прихода представляла собой почти правильный четырехугольник. К началу следующего века социальный состав храма начнет меняться. Здесь селятся дворяне, чиновники, служившие в разных приказах, купцы. Все прихожане по мере своих возможностей вносили свои лепты в церковную казну, и эта всеобщая любовь к дому Божию воплотилась в великолепии созданного их трудами и лептами храма.

В начале XIX века среди прихожан своими щедрыми пожертвованиями выделяется И.Р. Баташев, построивший на территории Симеоновского прихода свой роскошный дворец, который затем перешел во владение его зятя - генерала Шепелева. По желанию Шепелева в храме было заведено служение поздней Литургии. После смерти генерала Шепелева дом перешел во владение к его родственнику князю Голицыну, а в1878 году продан городу. Здесь разместилось Яузское отделение больницы для чернорабочих.

Храм преподобного Симеона последовательно пережил все этапы богоборческого разорения. Все ценности из ризницы и богатые оклады с икон изъяты. Судьба святынь храма не известна. В самые первые годы после октябрьского переворота община храма еще продолжала существовать. Но в 1929 году храм был закрыт окончательно, а церковные здания переданы коммунальному отделу Моссовета. Итоги «хозяйствования» в святых стенах печальны: церковь полностью утратила свое великолепное внутреннее убранство и колокольню. Окна ротонды главного храма были растесаны, утрачен и его богатый внутренний декор. Здание простояло без капитального ремонта многие десятилетия. Богослужения в храме преподобного Симеона Столпника в Заяузье возобновились на праздник Рождества Христова в 1995 году.

http://simeonstolpnik.prihod.ru/history



Церковь Симеона Столпника, что за Яузой на Ямах.

В Ладанной книге 1585 г. под 14 июля значится: «дано в слободу в Семионовский монастырь игумену Филофею 5 гривенок ладану». Местность за церковью называлась Семеновской слободой, сохранилось название «Семеновская улица».

Каменная построена была в память дня венчания на царство Бориса Годунова (1 сентября 1598 г.), освящена 3 декабря 1600 г. В 1646 г. 1 марта в эту церковь был крестный ход и выход государя. Издревле существовал придел Николая Чудотворца, известный с 1727 г. В 1769 г. устроен придел Димитрия Ростовского. Нынешняя ограда 1785 г., главная церковь 1798 г., ее новый купол 1813 г., трапезная с обоими приделами 1853 г., колокольня 1863 г. Иконостас устроен по проекту архитектора Н. И. Чичагова.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Фото: Церковь Симеона Столпника за Яузой

Фото и описание

Первая церковь преподобного Симеона Столпника за Яузой была построена в 1600 году – скорее всего, в честь венчания Бориса Годунова на царство, который взошел на российский престол двумя годами ранее, и произошло это в день памяти Симеона Столпника.

Симеон Столпник жил в конце IV – начале V столетия и вошел в историю христианства как отшельник, основавший новую форму аскезы – столпничество. Свои дни Симеон проводил в молитве, находясь на вершине каменной башни (столпа), и оттуда произносил проповеди.

Храм, освященный в его честь, в Москве находится на Николоямской улице, которая получила свое название от другой церкви – Никольской в Рогожской ямской слободе.

Официальная история этого храма известна с середины XVII столетия: в 1657 году он существовал уже в каменном виде. Спустя примерно восемьдесят лет, уже в первой половине XVIII века храм был перестроен и освящен заново. Во второй половине того же столетия были пристроены двухпридельная трапезная и колокольня. Автором проекта храма называют известного московского зодчего Родиона Казакова.

В самом конце XVIII века у храма рухнул купол, и снова потребовались восстановительные работы, которые были прерваны начавшейся Отечественной войной. После ремонта храм был снова освящен в 1813 году, но работы по его обновлению продолжались в течение всего XIX столетия: была перестроена трапезная, создан новый иконостас, отлит большой колокол, для которого потребовалось выстроить новую колокольню в три яруса. Проект колокольни разработал архитектор Николай Козловский.

В середине 20-х годов прошлого века храм Симеона Столпника был закрыт, здание сперва перестроили (оно стало семиэтажным), затем его заняли различные учреждения, а верхнюю часть колокольни разобрали. Здание было возвращено РПЦ в середине 90-х годов.