• Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Один из самых запоминающихся среди прочих дворцов Москвы, Петровский путевой дворец «смотрит» фасадом на главную магистраль столицы - шумную и неизменно «пробочную» «Ленинградку».

    На подступах к Москве с целью царственного «передыха» по указу Екатерины II был заложен дворец - дабы прийти в себя после многодневной тряски в экипаже и прибыть в Первопрестольную блистательной, как и подобает императрице.

    Как мы помним, Ленинградское шоссе знаменито тем, что без единого светофора и поворота по нему можно проехать из Москвы в Санкт-Петербург. Собственно, дела обстояли таким же образом и в бытность его Тверским трактом: именно по этой дороге венценосные особы курсировали между двумя столицами. Скорость передвижения, ясное дело, была далека от сегодняшней, и поэтому на подступах к Москве с целью царственного «передыха» по указу Екатерины II был заложен дворец - дабы прийти в себя после многодневной тряски в экипаже и прибыть в Первопрестольную блистательной, как и подобает императрице.

    Эта утилитарная функция сооружения и объясняет название - «путевой». Автор проекта - знаменитый Матвей Казаков; дворец построен в стиле русской готики с причудливым сочетанием элементов готики и барокко, терракотовыми стенами и белокаменными наличниками. Благодаря полномасштабной реконструкции, завершившейся в 2009 г, Петровский путевой дворец обрёл былое величие и исключительную красоту убранства.

    Адрес: Москва, м. Динамо, Ленинградский просп., 40.

    Императорский путевой дворец в Твери построен во второй половине XVIII века, по проекту архитектора Петра Романович Никитина. Роскошный особняк возведен на площади в центральном районе города. Сейчас это улица Советская, там, где она выходит к Староволжскому мосту. Такое расположение выбрано не случайно, ведь в то время через Тверь проходил Петербургский тракт, связывающий северную столицу с Москвой. По долгу службы дорогой пользовались высшие государственные чины и сама императрица Екатерина II. Именно поэтому здесь было решено построить небольшой дворец, где можно с комфортом отдохнуть и переночевать после долгого пути. Отсюда и название дворца — путевой.

    Тверской императорский дворец — настоящая жемчужина города, с богатой строительной историей.

    Здание неоднократно перестраивалось и реконструировалось различными архитекторами, благодаря чему впитало в себя элементы нескольких архитектурных стилей, включая классицизм и барокко.

    Главный корпус дворца двухэтажный и выходит фасадом на берег реки Волги. К нему прилегает въездной двор и пристроено два выдвинутых флигеля. Во дворце находился приемный зал, императорские покои, церковь и библиотека. Также на территории имелась конюшня и каретный двор.

    Внутреннее убранство дворца получилось особенно роскошным — изделия из стекла и фарфора, выполненные руками великих мастеров картины и скульптуры, дорогая мебель, мраморные колонны, огромные камины и другие детали интерьера.

    Сегодня Путевой дворец считается не только объектом историко-культурного наследия, но и одним из старейших сооружений в Твери, что привлекает внимание археологов со всей России. Для самого города дворец стал своего рода визитной карточкой.

    В Российской империи было сооружено 14 путевых дворцов. Но только 9 из них сохранилось до наших дней. Все они охраняются как памятники истории и архитектуры.

    Часы работы Императорского путевого дворца в Твери в 2019 году

    Распахнувший свои двери после долгой реставрации, Императорский дворец доступен для экскурсий со среды по воскресенье.

    Часы работы: с 11:00 до 18:00. Касса закрывается на час раньше.

    Стоимость билета в путевой дворец Твери в 2019 году

    Цены при самостоятельном посещении:

    • Взрослый билет — 250 рублей;
    • Льготный билет (студентам и школьникам с 16 лет, пенсионерам) — 100 рублей;
    • Детям до 16 лет вход бесплатный.

    Цены в составе экскурсии: от 500 рублей для детей и от 1000 рублей для взрослых.

    История

    В XVII веке на этом месте стоял дом архиерея. К большому несчастью дом был уничтожен большим пожаром 1763 года, который охватил большую часть Твери. Здание планировали реконструировать, но, в конечном счете, было принято решение о его сносе. После чего началось строительство путевого дворца для членов императорской семьи и представителей аристократии.

    За свою долгую историю у дворца неоднократно менялись владельцы, и проводилось несколько масштабных реконструкций: в 1809—1811 гг., в 1864—1871 гг. и в 1944—1948 гг.

    В начале XIX века дворцовые покои облюбовали генерал-губернатор Тверской области — принц Георг Ольденбургский, и его супруга княгиня Екатерина Павловна. По воле новых владельцев дворец был перестроен архитектором К. И. Росси. В скором времени дворец стал одним из центров притяжения Тверской знати. Во дворец начали приезжать известные личности из Москвы и Петербурга. Среди них были император Александр, поэты Жуковский и Глинка, историк Николай Карамзин.

    В 1864 году проведена еще одна реконструкция, в этот раз А. И. Резановым. Дворец дополнили новыми элементами в «старом стиле». В первую очередь взялись за боковые павильоны, щедро украсив их богатой лепниной. Стоит отметить, что изменения были выполнены настолько элегантно, что человек, далекий от архитектурных нюансов, не заметил бы разницы между доработками и оригинальной постройкой.

    В конце XIX века часть здания была отдана под выставочный зал городского музея.

    В первой половине XX века для путевого дворца в Твери началась сложные времена. Во время революции здание заняли большевики, разместив в нём совет рабочих и крестьян. Всё бы ничего, но в 1935 году новые постояльцы полностью разрушили доминанту всего дворцового комплекса — Спасо-Преображенский собор.

    С началом Великой Отечественной войны зданию был нанесен значительный ущерб. Но уже в 1946 году начат ремонт внешних фасадов.

    Полноценная реставрация началась только в 2012 году.

    30 ноября 2017 года Императорский путевой дворец в Твери был полностью восстановлен и открыт для посетителей.

    Сегодня в отреставрированном здании размещается экспозиция Тверской картинной галереи . Коллекция включает в себя предметы европейской живописи XVII — XVIII веков, уникальные фрески XV — XVI веков, старинные иконы и множество других предметов искусства. Возраст самой старой из картин около 600 лет. Кроме того, здесь находятся музей архитектуры и литературы.

    Как попасть в путевой дворец в Твери

    Посетить экспозицию можно индивидуально или с экскурсиями в Императорский дворец в Твери, по расположенной внутри картинной галерее .

    Ближайшая к достопримечательности остановка общественного транспорта — «Стадион „Химик“», добраться можно на автобусах № 20, 21, 154, маршрутных такси № 9, 211.

    Доехать до Императорского путевого дворца можно вызвав такси при помощи одного из приложений — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.

    Императорский путевой дворец: Google-панорама

    Императорский путевой дворец: видео

    (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

    Кто из нас не помнит эти строки великого поэта, воспевающие Петровский путевой дворец:

    Вот, окружен своей дубравой,
    Петровский замок. Мрачно он
    Недавнею гордится славой.
    Напрасно ждал Наполеон,
    Последним счастьем упоенный,
    Москвы коленопреклоненной
    С ключами старого Кремля.

    Нет, не пошла Москва моя
    К нему с повинной головою.
    Не праздник, не приемный дар,
    Она готовила пожар
    Нетерпеливому герою.
    Отселе, в думу погружен,
    Глядел на грозный пламень он.

    — А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

    Именно здесь в 1812 году Наполеон пробыл несколько дней, наблюдая страшный пожар в Москве. Своими очертаниями Петровский дворец напоминает Большой Царицынский дворец – и тот, и другой были построены по проекту архитектора Матвея Казакова.

    * Организатор экскурсии:

    Путевые дворцы были неотъемлемой частью дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Здесь останавливались на отдых царствующие особы и члены императорской фамилии. Всего на дороге было поставлено 11 путевых дворцов, в среднем – через каждые 65 километров, день пути. Продолжительность путешествия определялась степенью знатности: чем более высокопоставленной была особа, тем медленнее двигалась процессия. Императорский поезд обычно добирался из Петербурга в Москву за 2-3 недели.

    Первые путевые дворцы появились при Петре I. В то время под них использовали существовавшие в России с XIII века ямские станы, преобразованные в XIX веке в почтовые станции. Это были небольшие сооружения, где ямщики могли передохнуть и сменить лошадей, чтобы двигаться дальше.

    В екатерининскую эпоху путевые дворцы представляли собой, как правило, небольшие дома, деревянные или каменные. Обычно они были скромно украшены, но, тем не менее, становились центрами городской застройки. Часто в них размещались гостиница и почта, и лишь во время проезда царствующих особ они выполняли свои прямые функции.

    Бюро письменное дорожное, дорожные часы и путеводители. Экспозиция музея Петровского путевого дворца

    Дорожные наборы для игр. Экспозиция музея Петровского путевого дворца

    Многие путевые дворцы сохранились до настоящего времени. В большинстве случаев это весьма скромные строения, но есть и роскошные, например, в . Петровский путевой дворец был последним при въезде в Москву и потому его отличала особая пышность.

    Строительство Петровского путевого дворца

    В июле 1774 года в Москве с большим размахом отмечался Кючук-Кайнарджийский мир , положивший конец войне 1768-1774 годов между Российской и Османской империями. В честь этого события было решено устроить грандиозное представление на Ходынском поле , которое бы демонстрировало новый статус России как великой державы.

    В письме к своему многолетнему корреспонденту, барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807) Екатерина Великая собственноручно набросала сценарий праздника:

    В одно прекрасное утро я призвала к себе своего архитектора Баженова и сказала ему: — Друг мой, в трех верстах от города есть луг. Вообразите себе, что этот луг — Черное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой – Днепр; при устье первого вы построите обеденный зал и назовете его Азовом; при устье другого вы устроите театр и назовете его Кинбурном. Вы обрисуете песком Крымский полуостров, там поставите Керчь и Еникале, две бальные залы; налево от Дона вы расположите буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию, чтобы представить радость двух империй о заключении мира.

    За Дунаем вы устроите фейерверк, а на той земле, которая должна представлять Черное море, вы расставите освещенные лодки и суда; берега рек, в которые обращены дороги, вы украсите ландшафтами, мельницами, деревьями, иллюминированными домами, и вот у вас будет праздник без вымыслов, но зато прекрасный, а особливо естественный…

    … Я забыла вам сказать, что направо от Дона будет ярмарка, окрещенная именем Таганрога. Правда, что море на твердой земле не совсем имеет смысл, но простите этот недостаток.

    По проекту Василия Ивановича Баженова и его ученика Матвея Федоровича Казакова на Ходынском поле были возведены павильоны, стилизованные «под Восток», но с элементами русского стиля XVII века.

    Наставления архитектора Баженова В.И. архитектору Казакову М.Ф. о ведении строительных работ, дано по случаю отъезда Баженова в Санкт-Петербург. 20 ноября 1773 года

    Постройки настолько понравились императрице, что по окончании торжеств она повелела Баженову приступить к строительству дворцового комплекса в Царицыно , а Казакову – построить неподалеку Путевой дворец, на дороге из Москвы в Петербург. Позже Казакову будет поручено строительство Большого Царицынского дворца на месте баженовского творения, отвергнутого Екатериной. Именно этим и объясняется стилистическая схожесть Петровского Путевого дворца и Царицыно.

    Фасад северной стороны главного корпуса дворца, строящегося в селе Царицыно близ Москвы. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф., начало 1800-х годов (первоначальный вариант, нереализованный)

    Лавров И.А. Фасад Царицынского дворца. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф. Начало 1800-х годов. Исполнительный чертеж (реализованный)

    Под путевой дворец были выделены пустующие земли, принадлежавшие московскому Высокопетровскому монастырю. Строительство началось в 1776 году и окончательно завершилось только в 1796 году.

    Петровский путевой дворец сочетает в себе элементы разных стилей. Здесь мы увидим и классическую симметричную композицию, и элементы готики – стрельчатые окна и решетки на них, украшения окон в стиле барокко, бочкообразные колонны, присущие древнерусскому стилю, белый с красным декор нарышкинского барокко. Интерьеры были выполнены в стиле барокко.

    Башня с «ласточкиными хвостами», напоминающими кремлевские

    Стрельчатая арка, ведущая в задний двор

    Правый флигель со стороны двора

    Крыльцо с элементами русской архитектуры XVII века

    План нижнего этажа главного корпуса Петровского путевого дворца. Лист из Альбома казенных строений №3 Казакова М.Ф, 1799 год

    Екатерина II была в Петровском путевом дворце лишь однажды – в 1787 году, когда его строительство еще не было завершено. Рассказывают, что императрица отослала свиту и охрану, пожелав остаться под охраной своего народа; это едва не привело к давке.

    В 1797 году в Петровском путевом дворце перед въездом в Москву на коронацию останавливался император Павел. Не ладивший со своей матерью при её жизни и старавшийся изменить всё после её смерти, он повелел выкрасить красные стены дворца в белый цвет. Впрочем, белоснежным он пробыл недолго.

    С этого времени Петровский путевой дворец становится местом обязательного пребывания царских особ перед торжественным въездом в Москву на церемонию венчания на царство в Успенском соборе Московского кремля.

    1812 год и восстановление дворца

    3 сентября 1812 года Наполеон перевел свою ставку из Московского кремля в Петровский путевой дворец. Здесь он провел четыре дня, глядя на грандиозный московский пожар. Несмотря на удаленность от города, жар был настолько сильным, что невозможно было подойти к окнам, волосы французского императора даже опалились.

    В.Верещагин. Наполеон в ожидании Мира. 1911 год

    Уходя, французы разорили дворец. Матвей Казаков, которого родственники увезли в , узнав о московском пожаре и гибели в огне своих творений, вскоре скончался.

    Петровский дворец простоял пустым почти 15 лет. Восстановительные работы в нем начались только в 1827 году, в царствование императора Николая I. Руководство работами было поручено Огюсту Монферрану , позднее к работам подключились архитекторы Н.А.Шохин и А.А.Мартынов. Архитектор Иван Таманский переделал интерьеры в стиле ампир, оставив нетронутой лишь Парадную лестниц у.

    Парадная лестница в стиле барокко

    Купол над дворцом был воссоздан с некоторыми изменениями. Его свод был расписан швейцарским художником-декоратором и скульптором Джузеппе Анжиоло Артари (1792-1863) в технике гризайль , имитирующей объем. Завершились восстановительные работы лишь в 1837 году.

    Техника монохромной живописи гризайль создает иллюзию объема

    Разоренную территорию вокруг дворца было решено отдать под дачи, театры и прочие увеселения. По замыслу Николая I, это могло помочь быстро привести местность в порядок (здесь император воспользовался успешным опытом Петра Великого, строившего таким образом Санкт-Петербург). Были утверждены типовые проекты домов, из казны дачникам выделялось на строительство несколько тысяч рублей.

    К сожалению, значительная часть Петровского парка была уничтожена в 1928 году при строительстве стадиона «Динамо». Тем не менее, некоторые старинные постройки сохранились до наших дней.

    Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, построенный в 1844-1847 годах по проекту архитектора Ф.Рихтера на средства и по инициативе А.Д.Нарышкиной

    Окрестности Петровского путевого дворца вскоре стали излюбленным местом отдыха московской знати и интеллигенции. Публика попроще проводила свой досуг в Марьиной роще.

    Трагедия на Ходынском поле

    Напротив Петровского путевого дворца расположено Ходынское поле. В ту пору там регулярно устраивались военные смотры и парады. 18 (30) мая 1896 года на Ходынке во время торжеств в честь коронации императора Николая II произошла массовая давка, в которой погибли 1379 человек и были покалечены более 900. Это трагическое событие многие сочли как дурное предзнаменование нового царствования.

    Знаменитый бытописатель Москвы и журналист Владимир Гиляровский был непосредственным участником тех событий и чудом остался жив. Он писал:

    Днем я осматривал Ходынку, где готовился народный праздник. Поле застроено. Всюду эстрады для песенников и оркестров, столбы с развешенными призами, начиная от пары сапог и кончая самоваром, ряд бараков с бочками для пива и меда для дарового угощения, карусели, наскоро выстроенный огромный дощатый театр и, наконец, главный соблазн - сотни свеженьких деревянных будочек, разбросанных линиями и углами, откуда предполагалась раздача узелков с колбасой, пряниками, орехами, пирогов с мясом и дичью и коронационных кружек.

    Хорошенькие эмалевые, белые с золотом и гербом, разноцветно разрисованные кружки были выставлены во многих магазинах напоказ. И каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько за тем, чтобы добыть такую кружку. Каменный царский павильон, единственное уцелевшее от бывшей на этом месте промышленной выставки здание, расцвеченное материями и флагами, господствовало над местностью. Рядом с ним уже совсем не праздничным желтым пятном зиял глубокий ров - место прежних выставок. Ров шириной сажен в тридцать, с обрывистыми берегами, отвесной стеной, где глиняной, где песчаной, с изрытым неровным дном, откуда долгое время брали песок и глину для нужд столицы. В длину этот ров по направлению к Ваганьковскому кладбищу тянулся сажен на сто. Ямы, ямы и ямы, кое-где поросшие травой, кое-где с уцелевшими голыми буграми. А справа к лагерю, над обрывистым берегом рва, почти рядом с краем ее, сверкали заманчиво на солнце ряды будочек с подарками.

    Во рву горели костры, окруженные праздничным народом.
    - До утра посидим, а там прямо к будкам, вот они, рядом! …

    … Вдруг загудело. Сначала вдали, а потом кругом меня. Сразу как-то… Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к противоположному краю рва, где над обрывом белели будки, крыши которых я только и видел за мельтешащими головами. Я не бросился за народом, упирался и шел прочь от будок, к стороне скачек, навстречу безумной толпе, хлынувшей за сорвавшимися с мест в стремлении за кружками. Толкотня, давка, вой. Почти невозможно было держаться против толпы. А там впереди, около будок, по ту сторону рва, вой ужаса: к глиняной вертикальной стене обрыва, выше роста человека, прижали тех, кто первый устремился к будкам. Прижали, а толпа сзади всё плотнее и плотнее набивала ров, который образовал сплошную, спрессованную массу воющих людей. Кое-где выталкивали наверх детей, и они ползли по головам и плечам народа на простор. Остальные были неподвижны: колыхались все вместе, отдельных движений нет. Иного вдруг поднимет толпой, плечи видно - значит, ноги его на весу, не чуют земли…

    Вот она, смерть неминучая! И какая!

    Императору Николаю II доложили о случившемся. Получив это известие, он, тем не менее, принял решение не отменять дальнейших праздничных мероприятий. Большинство погибших было похоронено на Ваганьковском кладбище, где позднее над братской могилой был поставлен монумент. Императорская семья пожертвовала 90 тысяч рублей в пользу пострадавших и разослала по больницам тысячу бутылок мадеры.

    Петровский путевой дворец в XX веке и в наши дни

    В 1914 году во дворце разместился военный госпиталь. В 1918 году Петровский замок был национализирован. Хотя формально здание принадлежало нескольким Народным комиссариатам, за несколько лет оно было значительно разорено: утрачена отделка, предметы интерьера, паркетный пол пошел на дрова.

    В 1920 году Петровский путевой дворец был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского «для утилизации». Такое решение было продиктовано тем, что еще в 1910 году на Ходынском поле был построен аэродром, позднее получивший название Центрального аэродрома им. Фрунзе , просуществовавший до 2003 года.

    Военные смогли сохранить историческое здание, хотя и сильно переделали его. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещался штаб Авиации дальнего действия , с 1944 года по 1946 год - штаб 18-й воздушной армии . Затем стены бывшего дворца снова заняла Академия. Из её стен вышли многие Герои Советского Союза, летчики и космонавты. Среди известных выпускников были маршал авиации, трижды (!) Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб, летчики-космонавты СССР первого отряда космонавтов Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Валентина Владимировна Терешкова, Алексей Архипович Леонов, Владимир Михайлович Комаров и многие другие.

    Стенд, посвященный Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского

    Бюст К. Э. Циолковского около Петровского путевого дворца. Скульптор С.Д.Меркуров, архитектор И.А.Француз. Открыт 17 сентября 1957 года

    Бюст Н.Е.Жуковского около Петровского путевого дворца. Скульптор Г.В.Нерода, архитектор И.А.Француз. Открыт осенью 1959 года

    В 1997 году Петровский путевой дворец был передан в ведение администрации правительства Москвы. В 1998 году в нем начались реставрационные работы. К сожалению, за годы советской власти многие помещения были изменены, уничтожены интерьеры, утрачены все предметы мебели. В Круглом зале, высота которого составляет 16 метров, был устроен тренажерный зал.

    Реставраторам пришлось работать по имеющимся старинным чертежам и фотографиям, однако многое воссоздавали по своему вкусу и видению. Поэтому в целом помещения вызывают сейчас ощущение некоторого новодела и пустоты.

    Анфилада залов первого этажа с музейной экспозицией

    Приемная на втором этаже

    Дворцовая гостиная

    Зеркала напротив друг друга зрительно увеличивают пространство небольших залов

    5 марта 2009 года состоялось открытие воссозданного Петровского путевого дворца. Сейчас здесь размещаются Дом приёмов правительства Москвы и гостиница , специально для которой было пристроено новое здание, закрывшее фасад дворца со стороны Петровского парка. Президентские номера находятся непосредственно в здании Петровского дворца. В Петровском дворце также расположен ресторан «Карамзин».

    Башни около нового гостиничного корпуса сооружены в неоготическом стиле и не выбиваются из общей стилистики Петровского дворца

    Информация для посетителей и карта

    Попасть во дворец можно с экскурсией, которую проводит Музей города Москвы в дни, свободные от официальных мероприятий. В Круглом зале бывают музыкальные концерты. Кроме того, в Петровском дворце устраивают фотосессии, в том числе и свадебные.

    • Адрес: Москва, Ленинградский проспект, 40
    • Станция метро: Динамо

    © , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

    Привет, друзья. С этим роскошным московским зданием связаны многие ключевые моменты истории России. Перед коронацией в нём останавливались Российские правители. Здесь ждал падения Москвы Наполеон. И называется это примечательное место Петровский путевой дворец.

    Петровский путевой, или как его еще называют, Подъездной, дворец находится в районе Аэропорт на Ленинградском проспекте на въезде со стороны Санкт-Петербурга в Москву. Напротив знаменитого Ходынского поля.

    Выглядит дворец празднично и шикарно. Позади дворца и сейчас можно увидеть то, что осталось от Петровского парка, который был разбит к началу XIX столетия. Сейчас это небольшая зелёная зона. Но именно — небольшая.

    Осмотр дворца снаружи и прогулка по парку займёт примерно 1 час.

    Внутрь дворца попасть можно. Как это сделать и, что находится внутри, я расскажу дальше.

    История

    Здание дворца — образец романтической неоготики.

    Закончилась русско-турецкая война и Екатерина II приказала возвести новый дворец. Строительство длилось с 1776 по 1780 год.

    По задумке на территории дворца должны были останавливаться на отдых знатные особы, направлявшиеся в Москву. Остановка по пути в Москву. Так появилось название — путевой дворец. Или иначе — императорская гостиница.

    За проект здания и реализацию строительства отвечал знаменитый русский архитектор Матвей Казаков.

    Здание получилось красивым и удобным. Своё назначение оно выполняло исправно. Здесь побывало немало высокопоставленных лиц. Более того, здесь останавливались все российские императоры.

    Место стало своеобразной последней ступенькой в их пути к Российскому трону. Утром будущие монархи въезжали в Москву, и начиналось венчание на царство. Традицию останавливаться в Путевом дворце накануне коронации положил Павел I.

    Интересно о чём думают люди в ночь накануне коронации?

    По иронии судьбы, во время военных действий 1812 года на пути в Москву здесь остановился Наполеон. В Путевом дворце располагалась его ставка. Отсюда он наблюдал, как горела, сдавшаяся, но непокорённая Москва.

    У А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» есть такие слова, посвященные Петровскому Путевому дворцу:

    Вот, окружен своей дубравой,
    Петровский замок. Мрачно он
    Недавнею гордится славой.
    Напрасно ждал Наполеон,
    Последним счастьем упоенный,
    Москвы коленопреклоненной
    С ключами старого Кремля:
    Нет, не пошла Москва моя
    К нему с повинной головою.
    Не праздник, не приемный дар,
    Она готовила пожар
    Нетерпеливому герою.

    После бегства Наполеона здание было разорено. Восстановили его при Николае I. Причем реставрация велась около 10 лет.

    К концу XIX века в жизни императорской гостиницы призошло трагическое событие. Во время коронации Николая II случилась страшная давка на Ходынском поле, напротив которого и находится дворец.

    Ходы́нка, Ходынская катастрофа - массовая давка, произошедшая ранним утром 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни торжеств по случаю коронации 14 (26) мая императора Николая II, в которой погибли 1 379 человек и были покалечены более 900. Википедия

    В тот трагичный день, вопреки всему произошедшему, в Путевом дворце состоялся обед по случаю коронации Николая II.

    После революции 17 года, здание дворца в разное время занимали музей Красной авиации и Военно-воздушная Академия СССР.

    Наши дни

    К началу 2000-х властями города было принято решение превратить строение в элитную гостиницу. Так появился отель Петровский Путевой Дворец .

    Открытие отреставрированного здания уже в новом амплуа состоялось в 2009 году.

    Сейчас помимо гостиницы здесь располагаются бассейн, сауна, пресс-центр, ресторан «Карамзин». Часто здесь проходят концерты.

    Попасть сюда можно во время экскурсии, которые организовывает музей Москвы, или забронировав номер в отеле.

    Гостиница находится под управлением знаменитого московского отеля Метрополь . Сами понимаете насколько хорошее здесь качество обслуживания. Здесь представлены номера разной категории от доступного Стандартного номера до, так называемых, Екатерининских палат с несколькими спальнями.

    Кроме того, здесь можно проводить деловые встречи. Для этого предусмотрены просторные конференц-залы.

    Ну и, конечно, опция, пользующаяся огромной популярностью – проведение свадьбы во дворце.

    Есть несколько пакетов свадебных услуг разной стоимости. Что бы вы ни вы ни выбрали, не забудьте вписаться в график на желаемый месяц, подписать договор в офисе и подать заявление в Тверской ЗАГС Москвы. Обо всем остальном позаботятся организаторы. Вам останется только получать удовольствие и наслаждаться фотографиями со свадебной фотосъемки во дворце.

    Официальный сайт: www.petroffpalace.mos.ru/ru

    Экскурсия

    Вот с экскурсией не всё так просто. Купить билеты рядом с дворцом невозможно. Попасть на экскурсию можно только в составе организованной группы в сопровождении экскурсовода.

    Экскурсии проходят не каждый день. Расписание плавающее.

    Внимание! Приходить на экскурсию нужно с паспортом, по которому вы покупали билет.

    Можно заказать экскурсию на группу, например, на класс или войти в состав сборной группы из одиночных посетителей (как войти в такую группу в музее Москвы мне толком не ответили). Поэтому билеты покупать надо заранее. Продаются они в Музее Москвы.

    Запись по телефону: +7 495 637 70 05, [email protected]

    Более удобный способ для одиночных посетителей — купить билеты через интернет.

    На сайте Городское экскурсионное бюро (музей Москвы). Но это тоже не просто...

    Самый простой способ:

    1. Заходите на сайт бюро http://mosburo.com/

    2. В таблице проверяете, когда будет экскурсия. Расписание плавающее.

    3. Затем прокручиваете страницу вниз до красной кнопочки «купить билет».

    4. Нажимаете на неё.

    5. Попадаете на страницу с экскурсиями.

    6. Прокручиваете вниз пока не найдёте Петровский путевой дворец.

    7. Нажимаете на него.

    8. Попадаете на страничку, где можно купить билет.

    9. Выбираете число (стрелочка справа)

    10. Стрелочка слева — показывает на число 6 — это число показывает, сколько мест осталось.

    11. Нажимаете на кнопку оплатить, вносите паспортные данные свои и ребёнка (если вы с ребёнком идёте).

    12. Всё. Уфф.

    Приезжаете ко дворцу и находите своего экскурсовода.

    У экскурсионного бюро музея Москвы есть группы в Фейсбуке и во В Контакте. Там выкладывается самая свежая информация и там же оперативно отвечают на вопросы.

    Сколько стоит

    У бюро есть эксклюзивная услуга — вы можете заказать экскурсию с экскурсоводом только для себя. Оплата как за группу и по предварительной записи.

    Стоимость зависит от маршрута:

    Дворец и парк

    • Экскурсии проходят в тёплое время (скорее всего с апреля по ноябрь или октябрь). Узнать по телефону это так и не удалось(
    • Начало может быть в разное время, т.е., как и дни экскурсий, начало плавающее. Надо уточнять в таблице афиши. Но примерное начало с 10:30 и начало последней экскурсии примерно в 15:00.
    • Стоимость: 750 р.
    • Льготный билет: 450 р.

    Дворец

    • Расписание плавающее. Экскурсии не каждый день, но когда они есть, их может быть и 5 в день.
    • Начало может быть в разное время, т.е., как и дни экскурсий, начало плавающее. Надо уточнять в таблице афиши. Но примерное начало с 10:30 и начало последней экскурсии примерно в 15:00
    • Стоимость: 450 р.
    • Льготный билет (дети до 12 лет, пенсионеры, инвалиды 1 и 2 группы): 250 р.

    Экскурсия по дворцу состоит из трех частей:

    1. Парадный двор;

    2. Музейные залы (история строительства, восстановления и реконструкции дворца, коронационные торжества);

    3. Парадные помещения дворца (Колонный зал, Казаковская лестница, парадный купольный зал и аванзалы второго этажа).

    Как добраться

    На метро. Ближайшая станция метро – Динамо. От неё 10 минут пешком (сначала по Ленинградскому шоссе, а потом по аллеям выйдете прямо ко дворцу) или 5 минут на автобусе до остановки Петровский парк.

    На машине из центра Москвы, поверните с Ленинградского проспекта на Правую дворцовую аллею и подъезжайте к чугунным воротам.

    Автомобиль можно оставить на надземной или подземной парковке.

    Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 40.

    Петровский путевой дворец на карте

    Спасибо, что подписываетесь на нас, друзья. До свидания!

    Петровский путевой дворец архитектора М.Ф. Казакова на Ленинградском проспекте, где когда-то отдыхали после долгой дороги русские цари перед своей коронацией.

    Когда Екатерина II еще только планировала дворец, где смогут останавливаться царские особы и важные делегации по пути из Петербурга в Москву, дорога, по которой они приезжали, называлась, конечно же, еще не Ленинградским проспектом, а Тверским трактом. А земли, на которых сейчас располагается Петровский парк с прекрасным путевым дворцом в центре, принадлежали в то время Высокопетровскому монастырю, давшему название не только этому дворцу, но и улице Петровке, на которой этот монастырь находится.

    То есть, как мы поняли в первые минуты нашей экскурсии, парк и дворец, как и город на Неве, названы вовсе не в честь Петра Великого, а в честь святого апостола Петра. Ну а «путевыми» называются дворцы, находящиеся собственно на пути и служащие временным пристанищем для тех, кто этот путь держит.

    Екатерина II, заказавшая постройку этого дворца в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в отличие от своей предшественницы Анны Иоановны, пышно украшавшей обе столицы кружевными завитками в стиле барокко, держала курс на более строгую и сдержанную античность. Петербург для нее перевоплощал Джакомо Кваренги – приверженец палладиевой архитектуры, а в московском зодчестве большой след в то время оставили В. И. Баженов и М.Ф. Казаков, который работал под руководством Баженова в Экспедиции кремлёвского строения. Выбор архитектора для путевого дворца можно назвать тем случаем, когда ученик победил учителя. Екатерина II отвергла проект Баженова и утвердила проект Казакова, уже завоевавшего ее расположение созданием увеселительных павильонов для гуляний на Ходынском поле.

    Строительство дворца началось в 1776 году и длилось до 1780 года. Уже в 1778 году Екатерина поручила Баженову и Казакову строительство еще одного дворцового ансамбля в Царицыно. Сходство Петровского путевого дворца и Царицыно очевидно – этот стиль позже получил название псевдо- или русской готики. За основу брались палладианские строения с строгим следованием симметрии и учётом правил перспективы.

    Но русские архитекторы щедро добавляли им черты европейской готики, московского барокко и какие-то свои собственные архитектурные находки. Иногда в постройках можно было заметить личные убеждения архитектора или мецената, потому так часто на памятниках этого периода мы можем заметить какие-то знаковые элементы масонства. Глядя на Петровский путевой дворец снаружи, мы сразу отмечаем характерное для готики стремление ввысь. Мы не смогли не сосредоточить свой взгляд на этих традиционных для готики раздвоенных окошках в форме «ласточкин хвост» и необычных витых трубах.

    Попадая во внутрь дворца и поднимаясь по узким лестницам, мы оказываемся уже в атмосфере барокко, среди нежно голубого цвета, золоченых канделябров и лепных символов изобилия.

    Несмотря на то, что столицей был Петербург, коронации на царство продолжали проходить в духовной столице и сердце страны – Москве. Потому дворец стал местом, где после пути из Петербурга останавливались будущие цари со своими свитами, отдыхали и приводили себя в порядок перед официальным принятием царского сана – первым из них был Павел I, короновавшийся в 1797 году. Среди экспонатов находящегося здесь сейчас музея есть милые дорожные вещи того времени.

    Например, впечатляющие часики с защитным чехлом, дорожные наборы игр и портативное, как бы мы сейчас сказали, бюро. Кстати, как мы узнали из передачи «Что? Где? Когда?», дорожные бюро делались такой покатой формы не только для того, чтобы на них было удобно писать письма, но и для того, чтобы их можно было использовать в качестве подушки. Однако думаем, что царским особам на такие ухищрения идти было незачем.

    Во время Отечественной войны 1812 года, после начала московского пожара и поспешного вывода французских частей, здесь в течение четырех дней с 3 сентября держал ставку император Наполеон. Когда он смотрел из окна дворца на яркое и шумное полыхание своих надежд и амбиций, несмотря на удаленность от горящего города, у императора обгорели волосы - настолько сильно пожар нагрел кирпичные стены дворца. Эти значительные дни в судьбе и Наполеона, и дворца А.С. Пушкин увековечил в своем «Евгении Онегине». Наш экскурсовод окончательно завоевал наши сердца, вдохновенно прочитав нам эти строчки:

    Вот, окружён своей дубравой,

    Петровский замок. Мрачно он

    Недавнею гордится славой.

    Напрасно ждал Наполеон,

    Последним счастьем упоённый,

    Москвы коленопреклонённой

    С ключами старого Кремля:

    Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою.

    Не праздник, не приёмный дар,

    Она готовила пожар

    Нетерпеливому герою.

    Отселе, в думу погружён,

    Глядел на грозный пламень он.

    Пожилой уже Казаков был увезен к этому времени родными в Рязань, известие о пожаре в Москве, многое в которой было создано им самим, ускорило приход его смерти. Уголок большого выставочного зала посвящен войне, пожару и Наполеону.

    Реставрацией дворца после разрушительного пребывания здесь французов занимались архитекторы Н.А. Шохин и А.А. Мартынов. А купол парадной ротонды, где проходили балы и торжественные приемы, расписал художник Джузеппе Артари. Многие посетители принимают эту роспись за продолжение лепнины, настолько объемной она выглядит – практически современная 3D-графика.

    До прихода советской власти основные залы и комнаты так и предназначались для государственных нужд. Здесь выставлены царская посуда, атрибуты быта и даже меню двух обедов: в честь бракосочетания Александра III и Марии Федоровны в 1883 году и в честь коронации Николая II и Александры Федоровны в 1896 году. Обратите внимание, что это перечень блюд для одного человека; и на один обед, а не недельное довольствие.


    Остальная часть дома служила казенными квартирами для знатных людей. Когда М.Ю. Лермонтов гостил на такой квартире у своего приятеля Д. Розена, он написал в письме своим родным: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, - и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни».

    После революции дворец стал практически колыбелью красной авиации. В 1920 году здесь была открыта Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского, любовно называемая ее воспитанниками «Жуковской» или «Жучкой».

    Из этих стен вышли все те, кем гордимся мы и наша космонавтика. Именно в этой самой ротонде с расписным куполом получал свой диплом Юрий Алексеевич Гагарин.


    Заметьте, что стены этой ротонды сплошь украшены империалистическими двуглавыми орлами и портретами эксплуататоров крепостного труда, а потому загадка, как памятник почти без потерь пережил приход советской власти. А объясняется эта загадка очень изобретательно. Пощадившие труд архитекторов и художников, новые хозяева не стали сбивать лепнину, а подвесили под купол этой ротонды огромный дирижабль, символизирующий прогресс в воздухоплавании и закрывающий все не актуальные более элементы.

    Сейчас в этой ротонде проходят встречи московского мэра с важными делегациями. Так что часть дворца продолжает служить государству. Еще часть – это гостиница. Ну а несколько залов действуют как музейные: Кавалерийский зал, Круглый зал, Бело-голубая и Золотая гостиные.

    В Золотой гостиной сохранились оригинальная мебель, заслонки для каминов и зеркала. Нас заинтересовали небольшие круглые столики, стоящие в углах при больших столах, окруженных сидячими местами. Оказалось, на них компаниям подавались курения – что-то вроде современных кальянов.


    В зеркала над каминами смотрелась сама Екатерина. Мы не смогли отказаться от предложения экскурсовода воспользоваться этой своеобразной машиной времени и заглянуть в них самим.