ИСТОРИЯ ПАРУСНИКА «ХЕРСОНЕС»

Современное парусное учебное судно «Херсонес».

Построен в Польше на Гданьской судоверфи им Ленина в 1989 году. Первоначально назван «Александр Грин», но по окончанию постройки, в честь 1000-летия крещения Руси, был переименован в «Херсонес».

Трехмачтовый фрегат — корабль с полным прямым парусным вооружением. Является одним из серии шести однотипных судов (систершипс): «Дар Млодзёжи», «Дружба», «Мир», «Паллада» и «Надежда». Суда этой серии являются самыми быстрыми учебными парусниками по классификации STI (Sail Training International).

В 1997 году парусник получил известность, став последним судном, обогнувшим мыс Горн под парусами, на выключенных двигателях. Предыдущим парусником такого же класса, мыс Горн был пройден в 1949 году. Это был барк «Памир». С тех пор повторить подвиг «Херсонеса» никто не смог. Все другие крупные парусники были вынуждены включать двигатели для прохождения мыса «Горн».

Чилийская ассоциация вручила судну диплом о прохождении мыса Горн, а капитану «Херсонеса» Михаилу Ивановичу Сухине было присвоено почетное во всем мире звание «Альбатрос».

В 2003 году корпус судна был покрашен тёмно-красный цвет, украшен полосой песочно-золотистой охры вдоль борта и орнаментом того же цвета на корме.

С 2006 по 2015 год судно находилось на продолжительной и вынужденной стоянке в порту Керчь, за такой долгий период из-за отсутствия финансирования техническое состояние парусника полностью пришло в негодность.

В 2014 году новым судовладельцем парусника «Херсонес» Минтранс России, ФГУП «Росморпорт».

9 октября 2015 года ПУС «Херсонес» был отбуксирован для прохождения ремонта в Севастопольский филиал ЦС «Звездочка» и 10 декабря 2015 года был поставлен в док. В июне 2016 года ремонт был окончен. Кораблю возвращена первоначальная окраска. Судовладельцем было принято решение, что ПУС «Херсонес» будет базироваться в порту Севастополь.

В сентябре 2016 г. парусник «Херсонес», впервые с момента 2006 г., отправился в свое первое плавание и принял участие в международной парусной регате «SCF Black Sea Tall Ships Regatta – 2016».

Смотрите документальный фильм телекомпании Russia Today «В НАДЕЖДЕ НА ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР»

Учебный корабль «Мир» – один из самых быстроходных парусников планеты, пять раз с 1996 года побеждавший в регате «The Tall Ships’ Races». Вместе с курсантами-макаровцами подготовку на нём проходят гости со всего мира. В море они приобретают новые навыки и новых друзей. В 2012 съёмочная группа Russia Today совершила путешествие на «Мире» на участке Лиссабон – Кадис. Российскому фрегату предстояло состязаться с польским парусником «Дар Молодежи». Продолжительность -26 мин.

Статья о трехмачтовом паруснике «Херсонес», который базируется в Севастополе. Авторские фото были сделаны, когда фрегат заходил в феодосийский порт.

Севастополь славится историческими достопримечательностями и по праву считается городом славы русских моряков. Ежегодно с 2014-го база Черноморского флота пополняется новыми кораблями. Некоторые возвращаются в строй после ремонтных и восстановительных работ, другая часть - совершенно новые образцы с современным оборудованием. С 2016 г. учебный фрегат «Херсонес» - еще одна визитная карточка Севастополя, которой гордятся местные жители и весь Черноморский флот.

Парусник «Херсонес» - вторая жизнь

В украинском Крыму судно было обречено и более десяти лет ржавело в порту . Из-за недостатка финансирования парусник перестали обслуживать и сократили экипаж. Время не пощадило некогда красивое судно: мачты и палуба сгнили, а металл начала съедать ржавчина. Чтобы дать фрегату вторую жизнь, федеральное предприятие «Росморпорт» взяло судно под свою защиту.

Вторая жизнь учебного парусника

День открытого трапа на «Херсонесе»

В 2015 году «Херсонес» отбуксировали на судоремонтный завод Севастополя, где несколько месяцев полностью восстанавливали все оснащение корабля. После ремонта судно вышло в море и приняло «боевое крещение», поучаствовав в Черноморской регате больших парусников, которая проходила у побережья Сочи.

Теперь судно выполняет те задачи, которые ставились при его строительстве. Борт «Херсонеса» - отличная школа для подготовки специалистов различных морских профессий. Учебу и практику проходят курсанты из разных городов России.

Как попасть на парусник «Херсонес»

Периодически на паруснике устраивают день открытого трапа: все желающие могут бесплатно подняться на борт и самостоятельно или с экскурсией рассмотреть все в деталях, покрутить штурвал или ударить в рынду, заглянуть в каюты, подняться на капитанский мостик и, конечно, сделать памятные снимки на возрожденном паруснике.

Мини-колокол имитирует аналогичный в заповеднике «Херсонес«

Фото сделаны во время захода «Херсонеса» в акваторию Феодосии

Трехмачтовый фрегат можно увидеть на главных праздниках республики, его всегда ждут с воодушевлением. Посмотреть, как «Херсонес» поднимает паруса на закате утопающего в море солнца, приходят тысячи зрителей. Если погодные условия соответствуют, корабль входит в бухту Севастополя со всеми поднятыми парусами, так было и на День ВМФ. Корабль с 26 парусами проходит вдоль построения военных кораблей на радость всем присутствующим.

Несомненно, теперь у «Херсонеса» начался новый жизненный этап, и парусник будет достойно служить своей стране.

Когда-то давно в бухтах Нового Света и Судака снимали фильмы про пиратов. Помните «Остров сокровищ»? А «Пираты ХХ века»? Так вот тож! И не так давно у меня был шанс снять в этих «пиратских» бухтах самый настоящий парусник, да под парусами! Самое сложное было успеть попасть в Новый Свет к моменту прихода парусника «Херсонес». Дело в том, что точная дата стала известна мне, когда я был в Калуге, а будет ли парусник заходить в бухту и ставить паруса — вообще только в дороге! Но мы рискнули.

Самолёт из Калуги сел в Симферополе около половины второго дня, а уже в три часа мы с коллегой по споттингам Сергеем Воротниковым на свой страх и риск ехали в сторону Судака. Только по приезду в Судак мне удалось выяснить, что парусник будет заходить в Судак-лиман или попросту — Зелёную бухту посёлка Новый Свет прямо с рассветом, в 6:30 утра!
Всю организацию нашего быта (ночлег в гостинице, ужин на набережной и катера для доставки нас к борту парусника) взяла на себя племянница Сергея, за что ей огромное спасибо. Именно благодаря слаженным действиям нашей «команды» и удалось отснять максимально много красивостей. В этой части репортажа я покажу вам первый подход парусника к берегам Нового Света. Он сюда пришёл не просто так, а на празднование 140-летия Завода шампанских вин, основанный, говорят, ещё князем Галициным. Именно по этой причине на косых парусах фрегата появились надписи, посвящённые заводу и банку, владелец которого теперь владеет и крымским брендом.
А паруса фрегат ставил уже после обеда, когда мы совершили второй подход к борту, взяв с собой известного крымского фотографа и аборигена — Льва Архипова.
Но что-то я заболтался. Давайте уже смотреть!

2 Это первый кадр, сделанный мной по приезду в Судак. Вам кажется, что он неверно скадрирован? Возможно. Но этому есть причина. Видите?

3 А это уже первый кадр, снятый в ожидании парусника. Рассвет над Меганомом

4

5 Гора Орёл — часть древнего кораллового рифа

6 И вот «Херсонес» пришёл!

7 Правда, красиво?

8

9

10 У горы Сокол

11

12

13

14

15 У горы Орёл

16 У мыса Капчик

17 Старпом «Херсонеса»

18

19 Конечно, мы все хотели сняться на фоне. Мой товарищ Сергей Воротников

20

21

Давайте обзор парусников России!

Без проблем!

___________________________________________________

1. Барк «Седов»

Экипаж 54 моряка, 146 курсантов. Является крупнейшим в мире учебным парусным судном.

Порт приписки — Мурманск.

В 2012 г. «Седов» отправился в своё первое кругосветное плавание продолжительностью более 13 месяцев.

В 2015 парусник совершил экспедицию, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, посещая разные порты Европы.








___________________________________________________

___________________________________________________

2. Барк «Крузенштерн»

Экипаж 70 моряков, 120 курсантов.

Порт приписки — Калининград.

«Крузенштерн» относится к так называемым «винджаммерам». Название «винджаммер» происходит от английского «to jam the wind», что в переводе означает «выжимать ветер», в том смысле, что парусники этой серии были самыми быстроходными, они как бы выжимали всю скорость из ветра.

В 2005-2006 барк «Крузенштерн» совершил кругосветное плавание.

С 25 декабря 2013 по 6 февраля 2014 года «Крузенштерн» совершил переход из Балтийского моря (из порта приписки) в Чёрное море и пришвартовался в порту Сочи, став на время одной из туристских достопримечательностей Зимних Олимпийских игр.

4 ноября 2015 года барк «Крузенштерн», зайдя в Санкт-Петербург, завершил историко-мемориальную экспедицию, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. За время экспедиции барк посетил 11 стран и преодолел 29 тысяч морских миль.







___________________________________________________

___________________________________________________

3. Фрегат «Паллада»

Спущен на воду в 1989 году. Водоизмещение — 2284 т, площадь парусов — 2771 м².

Экипаж 51 моряк, 144 курсанта.

Порт приписки — Владивосток.

В 2007-2008 фрегат «Паллада» совершил кругосветное плавание, побывало в 19 иностранных портах.






___________________________________________________

___________________________________________________

4. Фрегат «Надежда»

Экипаж 43 моряка, 122 курсанта.

Порт приписки — Владивосток.

В 2003-2004 фрегат «Надежда» совершил кругосветное плавание.







___________________________________________________

___________________________________________________

5. Фрегат «Мир»

Спущен на воду в 1987 году. Водоизмещение — 2247,3 т, площадь парусов — 2771 м².

Экипаж 49 моряков, 144 курсанта.

За всю свою историю корабль участвовал в 24 парусных регатах, среди которых одержал 20 побед. Парусник «Мир» носит статус самый быстрый парусник в мире! Его рекорд побил все предыдущие: под парусами судно разогналось до скорости 21 узел (что соответствует 38,9 км/час).








___________________________________________________

___________________________________________________

6. Фрегат «Херсонес»

Экипаж 44 моряка, 72 курсанта.

Порт приписки — Севастополь.

«Херсонес» — единственное в мире судно, которое за последние 100 лет обогнуло мыс Горн (Южная Америка) без использования двигателей - только на парусах. Среди моряков это считается настоящиим подвигом. В 1997 г. Чилийская ассоциация вручила судну диплом о прохождении мыса Горн, а капитану «Херсонеса» Михаилу Ивановичу Сухине было присвоено почетное во всем мире звание «Альбатрос».








___________________________________________________

___________________________________________________

7. Двухмачтовая шхуна «Юный балтиец»

Судно спущено на воду в 1989 году. Водоизмещение — 441 т, площадь парусов — 500 м².

Экипаж 51 человек, в том числе 32 курсанта.

Порт приписки — Санкт-Петербург.

За время своего существования «Юный балтиец» принял участие во многих регатах и парусных праздниках.




___________________________________________________

___________________________________________________

8. Линкор «Гото Предестинация»

Водоизмещение — 1500 тонн, площадь парусов 870-1500 м²

Порт приписки — Воронеж.

Является действующей точной копией первого линейного корабля русского флота «Гото Предестинация». На судне установлено 32 пушки разного калибра.








___________________________________________________

___________________________________________________

9. Линкор «Полтава»

Строящаяся точная копия парусного линейного корабля, спущенного на воду в 1712 году. Заложен 2 мая 2013 года. Спуск на воду и завершение строительства запланировано на 2017 год. «Полтава» не будет снабжена никакими двигателями и сможет рассчитывать только на парусное снаряжение, но, по расчетам бригадира строителей Андрея Бредова, ее технические характеристики позволят совершать даже кругосветные путешествия.

Водоизмещение 1200 тонн.

«Полтава» — русский 54-пушечный парусный линейный корабль, спущенный на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства. В строительстве корабля принимал личное участие Пётр I.

Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве, и стал первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе.







___________________________________________________

10. Фрегат «Штандарт»

Действующая копия российского исторического фрегата «Штандарт» времен Петра Великого.

Порт приписки — Санкт-Петербург.

В истории любого флота есть корабли-символы, играющие чрезвычайно важную психологическую роль. Балтийский флот — не исключение. Парусники-красавцы «Ингерманланд» и «Полтава» навеки останутся в памяти потомков. Но даже в этом блистательном ряду особенно выделяется корабль-первенец — фрегат Штандарт, построенный для новосозданного Балтфлота Петром I.

Автором проекта 28-пушечного «Штандарта» был сам Петр І. После поездки в Нидерланды и Англию, он сам спроектировал корабль, совместив конструкторские особенности парусников обеих европейских стран и добавив свой талант кораблестроителя.

Фрегат, спущенный на воду 8 сентября 1703, стал сильнейшей боевой единицей флота и заслуженной гордостью царя.







Вернется ли в Севастополь парусник «Херсонес»? Легендарное учебное судно гниёт и разворовывается на приколе в Керчи

Стало известно, что, возможно, в Севастополь вернётся учебное парусное судно «Херсонес». История корабля с таким близким всем нам именем в последние годы была очень печальна.

«Херсонес» (Khersones) - учебный трехмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением).
Это современное трехмачтовое судно построено в Польше на Гданьской судоверфи им. Ленина в 1989 году по прототипу парусных судов начала XX века. В Польше были построены однотипные парусники: «Дружба» для г.Одесса, «Мир» для г. Ленинград, «Херсонес» для г.Севастополь, «Паллада» и «Надежда» для г.Владивосток, по правилам и под надзором Морского Регистра СССР по заказу МРХ СССР.

При постройке корпус судна был выкрашен в белые цвета. Это решение было принято первым капитаном судна О. Е. Елфимовым. В 2003 году корпус судна перекрашен специальной тёмно-красной краской фирмы AKZO-Farben-International, которую украшает полоса песочно-золотистой охры, идущая вдоль борта. Известные золотые орнаменты кормы этой серии судов (все однотипные судна имеют эту отделку) гармонично вписываются в новую окраску

УПС «Херсонес» 28 марта отметило свой 25-летний юбилей. После спуска на воду владельцем судна являлось Севастопольское ПОРП «Атлантика».

В 1991 году «Херсонес» был передан Керченскому государственному морскому технологическому университету. С этого же периода на условиях аренды парусник эксплуатировался немецкой туристической компанией «Инмарис» (нем. Inmaris Perestroika Sailing GmbH) в качестве круизного судна.

С 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем эксплуатация судна была прекращена, и оно находилось в отстое в керченском порту.

Все последние годы прекрасный парусник «умирал» у причала, превращаясь в груду металлолома, и приносил судовладельцу лишь одни убытки. Ничьи попытки возродить судно не имели успеха. Но дыхание «крымской весны» коснулось и его.

Сейчас учебное парусное судно «Херсонес» может вернуться на родину. В Севастополе корабль будет отремонтирован и восстановит свои первоначальные функции: станет отличной школой будущих покорителей моря.

Мировая практика подготовки специалистов для работы в море предусматривает прохождение кадетами обязательной практической подготовки в условиях действующего судна. Особой гордостью высших учебных заведений морской направленности является наличие в их арсенале действующего парусника. А такие достойные заведения в нашем городе есть.

К слову, в стенах бывшей Академии ВМС им. П.С. Нахимова, которая в ближайшем будущем вернёт своё историческое им «Черноморское высшее ордена Красной Звезды военно-морское училище имени Павла Степановича Нахимова», трудится мудрый наставник молодёжи Михаил Иванович Сухина, капитан фрегата «Херсонес», стоявший у его штурвала все годы эксплуатации судна. Без сомненья, у нас есть специалист, способный передать молодым штурманам свой бесценный опыт.

Очевидно, возрождённый парусник мог бы стать прекрасной эмблемой и символом нашего славного города-героя. Дело за малым – вернуть корабль в родную гавань. Но практически свершившийся шаг по буксировке парусника потерпел неудачу.

За годы отстоя в Керчи судно подверглось сильной коррозии. Имущество, аппаратура, элементы такелажа и рангоута, а также памятные подарки, кубки и награды, заработанные в престижных международных парусных соревнованиях (например, в гонке, посвящённой 500-летию открытия Америки) постепенно расхищались.

Процесс разрушения судна, в которое 7 лет ничего не вкладывали, неизбежен. Украинское государство не нашло средств для сохранения предмета гордости морской державы. Сейчас ещё не поздно спасти парусник, если доставить его в Севастопольскую бухту.

Это почти случилось на днях. Для буксировки судна ЧФ выделил 3 буксира и 2 катера сопровождения. Однако погода не позволила быстро выполнить задачу. А затем ректор Керченского морского технологического института воспрепятствовал транспортировке судна.

Стало известно, что ранее он имел негласное указание от киевских депутатов отбуксировать судно за пределы Крыма. К счастью, этого не произошло. Иначе корабль был бы потерян для Севастополя и мирового парусного флота навсегда.

Украинское правительство не дорожит подобными атрибутами (пример: стоящий в Одессе на приколе более 10-ти лет парусник «Дружба»). По решению ректора КМТУ «Херсонес» в Севастополь не отпустили. Как говорится, воз и ныне там.

Его дальнейшая судьба решается. Но, исходя из опыта многих последних лет, никакой перспективы от прежнего судовладельца ждать не приходится.

Технические данные морского парусного судна «Херсонес»:
Длина — 108,6 м;
Ширина — 14,0 м;
Осадка — 6,5 м;
Водоизмещение — 2986 тонн;
Количество парусов — 26;
Площадь парусов — 2770 м кв.;
Судовая силовая установка — дизельный двигатель «Sulzer» мощностью 750 л. с.;
Скорость — 16,5 узлов;
Экипаж — 42 человек;
Количество курсантов — 120 человек;